Профессионал Ашраф Аббасов

Ашраф Аббасов – истинный герой своего времени. Воин, композитор, учитель. Большой талант в сочетании со скромностью, доброта и принципиальность, служение стране и людям. Такое было поколение. 

Графика: Сергей Снурник

Композитор Ашраф Аббасов родился в Шуше – исторической столице Карабаха, городе, который называют колыбелью музыкальной культуры Азербайджана. Будущий композитор был очень скромным человеком: он не оставил после себя многотомных мемуаров, не раздавал интервью в центральной прессе. Восстановить его жизненный путь – дело не такое уж простое: в энциклопедиях жизнь его обозначена несправедливым пунктиром.

Не всегда о человеке лучше всех рассказывают его родственники: неистребимо желание приукрасить или, наоборот, подретушировать. Невестка композитора Рая Аббасова – тот случай, когда память о выдающейся личности наилучшим образом сберегается именно в семье – со всеми шероховатостями и колкостями.

«Шуша была для него всем. Не просто малая родина – это было состояние души. Отсюда он черпал силы», – вспоминает Рая Аббасова.

Выходец из многодетной семьи портного, Ашраф учился в школе-семилетке на педагогическом рабфаке, совмещая занятия с учебой в музыкальной школе по классу тара. В 16 лет уехал в Баку в музыкальное училище, где на первый взгляд, неожиданно поступил в класс композиции. Успехи его были столь очевидны, что три года спустя его переводят в Азербайджанскую консерваторию. В 19 лет Аббасов пишет первые произведения – кажется, перед ним весь мир. Но в 1939 году молодого человека призывают в армию, и на несколько лет его домом становится духовой оркестр 345-го стрелкового полка. Полк был расквартирован в Белоруссии – а это значит, что летом 1941 года именно эти воинские части примут на себя первый удар.

В военном оркестре тар был без надобности – такие оркестры по преимуществу духовые, и рядовой Ашраф Аббасов становится… валторнистом. Любые инструменты давались ему легко: еще в детстве он вырезал себе дудочки и свирели.

В тылу Ашраф Аббасов не отсиживался. В руках держал не только валторну, но и автомат. Под Ельней был ранен – пуля пробила руку и живот. Несколько месяцев в тыловом госпитале в Сибири, увольнение из армии по ранению. Впоследствии, как многие фронтовики, вспоминать войну не любил. Но 9 мая стало для Аббасова главным праздником на всю жизнь.

Ашраф Аббасов в военные годы. Графика: Сергей Снурник

Под крылом

Консерваторию он окончил в 1952 году, и к этому моменту в его портфолио уже несколько заметных произведений – как академического жанра, так и обработки народных песен. Причем первые опусы – пьесы «Кюрду», «Танец красных бойцов», «Танец молодости» для оркестра азербайджанских народных инструментов – были созданы еще до призыва в армию. Молодой композитор неутомим: он много пишет для Азербайджанского ТЮЗа – театр впоследствии станет его большой профессиональной любовью.

Консерваторским наставником молодого Аббасова стал, ни много ни мало, сам Узеир Гаджибейли. Великого азербайджанского композитора ученик уважал безмерно. «Для него он был Учителем с большой буквы. Портрет Узеир-бека всегда висел и висит сейчас в нашем доме», – говорит Рая Аббасова.

О своей первой встрече с классиком Аббасов вспоминал не без юмора: «Хорошо помню, как после долгого колебания все-таки решился позвонить Узеир-беку домой. Великий композитор подошел к телефону сам. Заплетающимся языком я стал объяснять своему кумиру причину звонка. Узнав, в чем дело, он сразу же пригласил меня к себе домой. Я пришел в восторг от такого простого человеческого обращения… В весьма скромной, но со вкусом обставленной комнате я увидел сидящего за столом мужчину в очках. Он улыбнулся мне и приветливо произнес: «Добро пожаловать, молодой человек, проходи, усаживайся». Я сел. «Наверное, это секретарь Узеир-бека. Сейчас он пройдет в соседнюю комнату и сообщит о моем приходе», – пока я раздумывал подобным образом, «секретарь» достал из нижнего ящика стола мои пьесы и протянул их мне: «Ашраф, чтобы стать настоящим композитором, прежде всего необходимо получить совершенное музыкальное образование». От радости я не знал, что делать, – оказывается, я познакомился с самим Узеиром Гаджибейли!»

Это были не просто взаимоотношения педагога и ученика. Гаджибейли для Аббасова наставник в полном смысле этого слова. Широкий круг интересов молодого композитора и его неординарные способности не укрылись от мастера. Он привлекает Ашрафа к редактуре клавира своей оперы «Кероглу», поощряет его интерес к музыковедению, а видя у студента еще и незаурядный дар администратора, выдвигает его – еще не окончившего консерваторию! – на пост директора музыкального училища. Неудивительно, что кандидатская диссертация Ашрафа Аббасова называлась «Узеир Гаджибейли и его опера «Кероглу». Кстати, он первый азербайджанский композитор, ставший кандидатом наук.

С супругой Расимой ханым и сыном Джалалом. Графика: Сергей Снурник

Жизнь для других

Аббасову было всего 33 года, когда он возглавил Азербайджанскую консерваторию. Еще вчера студент, а сейчас – аспирант (правда, уже Московской консерватории, где его научным руководителем стал знаменитый композитор народный артист СССР Михаил Чулаки), и вдруг ректор. Но в этом назначении была своя безупречная логика: только человек, одновременно имеющий вкус к творчеству, педагогике и руководящей работе, мог стоять во главе главного бакинского музыкального вуза.

К сожалению, карьера Аббасова-ректора оказалась печально недолгой. Виной тому эпизод, который сегодня может показаться анекдотом, но тогда времена были другие. Один из студентов (впоследствии известный дирижер) перед комсомольским собранием на вопрос анонимной анкеты «Кого бы вы хотели видеть секретарем комитета ВЛКСМ?» ответил: «Эйзенхауэра». Власть шутку не оценила: студента отчислили (правда, потом восстановили), Аббасова сняли с должности ректора (навсегда). Впрочем, доцентом консерватории он остался и был им до конца жизни.

«Аббасов прекрасно понимал возможности любого музыкального инструмента, тонко чувствовал его место как соло, так и в составе оркестра»

Сцена из балета «Чернушка». Графика: Сергей Снурник

Отделить Аббасова-педагога от Аббасова-сочинителя невозможно. В обеих ипостасях он проявлял две свои главные черты – скромность и принципиальность. Музыку сочинял только ту, какую хотел, не гнался за модой, относился к себе критично, но без уничижения. Вспоминает Рая Аббасова: «У него была ранняя Кантата о Сталине, и как-то я его спросила: может, название заменить и отдать ее для исполнения? А он холодно ответил: «Я такими профанациями не занимаюсь». По этим же причинам мастер не выделял никого из своих учеников – а ведь среди них были такие величины в азербайджанской музыке, как Мурад Кажлаев, Тофик Бакиханов, Васиф Адигезалов. Никогда никого из студентов не критиковал «из педагогических соображений» – понимал, насколько тонкая у творческого человека натура, как легко его обидеть. «Весьма оригинально и своеобразно» – только близкие знали, что за этой фразой стоит недовольство композитора тем, что он услышал.

А что же композиция? Ашраф Аббасов не тяготел к крупным формам, хотя его балет «Чернушка» и три оперетты – «Не быть тебе моим», «В объятиях гор» и «Двор мой – жизнь моя» – пользовались большим успехом у зрителей и получили признание специалистов. Симфонические пьесы – вот что прославило композитора. Драматическая соната для фортепиано, «Концертино» для симфонического оркестра, Симфоническая поэма № 3, «Поэма памяти У. Гаджибейли» для виолончели с оркестром, Вариации для скрипки и фортепиано, Соната для виолончели – эти произведения до сих пор исполняют и в Азербайджане, и за его пределами. А еще он с удовольствием писал пьесы для самых разных инструментов, от скрипки до гобоя. Бывший тарист, ставший валторнистом, а потом композитором, Аббасов прекрасно понимал возможности любого музыкального инструмента, тонко чувствовал его место как соло, так и в составе оркестра. «Он знал оркестр как никто», – подтверждает Рая Аббасова.

С композитором Дмитрием Шостаковичем. Графика: Сергей Снурник

Профессор, заведующий кафедрой композиции Азербайджанской консерватории, народный артист республики, кавалер ордена «Знак почета» Ашраф Джалал оглу Аббасов всегда оставался очень простым, непритязательным человеком. Имея возможность отдыхать в любом композиторском доме творчества Советского Союза, каждое лето он неизменно ездил в родную Шушу, в дедовский дом.

Уроки, преподанные ему жизнью, Ашраф муаллим усваивал на отлично. Когда-то Узеир Гаджибейли поддерживал молодого композитора в том числе материально, щедро оплачивая редактуру оперы «Кероглу». Годы спустя директор Музыкального училища имени Асафа Зейналлы Ашраф Аббасов узнал, что один из его учеников пребывает в настолько бедственном материальном положении, что его мать приехала забрать сына с учебы. Аббасов пригласил женщину к себе и в категорической форме отказался отпускать сына, пообещав взять на себя материальную поддержку талантливого студента. «Я не раз задумывался о том, что моя судьба могла сложиться совсем иначе, если бы на моем жизненном пути не встретился такой внимательный, сердечный, достойный человек», – вспоминал впоследствии Октай Зульфугаров, выдающийся азербайджанский композитор, чья карьера в музыке началась именно благодаря сыну простого портного, прославившего своей музыкой Шушу, Карабах и весь Азербайджан.

С Сулейманом Алескеровым около Дома-музея Узеира Гаджибейли в Шуше. Графика: Сергей Снурник
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»