Рауф Мамедов не собирался становиться художником. Он учился в Сельскохозяйственной академии в Гяндже, работал слесарем, шофером, санитаром, а в 1980-е поступил во ВГИК на режиссерское отделение. Как режиссер он работал над такими известными фильмами, как «Остров погибших кораблей» и «Руанская дева по прозвищу Пышка», снимал документальное кино для телевидения, по сей день ставит спектакли и снимает фильмы. А в 1990-е начал рисовать. Сегодня его работы выставляются по всему миру и входят в частные коллекции – например, Энтони Хопкинса и Элтона Джона.
Мамедов работает в смешанной технике с использованием фотографии. Любимый сюжет – библейский: вечная легенда о страдании и искуплении, о жертве и чуде, о любви, которая попирает смерть. Но нетипичны любимые модели: в библейских сценах у Мамедова все «роли» играют люди с синдромом Дауна или шизофренией. Люди с особенностями у Мамедова выступают как совершенные актеры; их наивность, которую в обыденной жизни считают отсталостью, здесь оборачивается тем, что она есть на самом деле: жизнью иных людей в иной реальности – той, что отдалена от нашего мира, но ближе к Богу.
Мои работы – это попытки избавиться от мучительных сомнений, страхов, стыда... Этого я не мог сделать в кино. «Пьета» – канонический сюжет, и я старался выстроить изображение по всем законам религиозной живописи. Вот лежит мертвое тело, снятое с креста. Вот по правую его сторону, по всем законам иконописи, святой Петр с петухом, любимый ученик Иоанн, дева Мария и Иосиф Аримафейский с чашей. Всех их изображают ребята, с которыми я работаю, – необычные (пожалуйста, давайте не будем называть их больными!) люди. По левую сторону собрались ученые мужи, спорящие, сколько гвоздей изъято из тела Распятого.
Эти ребята не профессиональные актеры: они вообще не способны играть на камеру, они проживают сцену по-настоящему. У всех осмысленный взгляд. Один из участников после съемок неожиданно начал читать мне стихи. Эти стихи состояли из слов, которые мы использовали в тот день или слышали по ТВ и радио: у юноши была феноменальная память, он запомнил все слова и моментально сложил стихотворение. У таких людей цитатное мышление, полностью совпадающее со стилистикой постмодернизма. У них стерты границы между сознательным и бессознательным – а ведь именно в этом состоянии творит настоящий художник.