Художник Эльяр Алимирзоев: люди-самолеты
Фото: Эльяр Алимирзоев

Эльяр Алимирзоев утверждает, что стал художником, потому что больше ничего не умел: «Я делал все плохо. Плохо учился, плохо играл в футбол, плохо дрался. Единственное, что у меня получалось, – рисовать». Безупречно владеющий техникой 55-летний Алимирзоев совершенно убежден в том, что настоящего художника отличает не мастерство и даже не талант, а почтительное отношение к холсту. Который, бывает, не отвечает взаимностью. «Иногда сидишь три дня у холста, выкуриваешь по пять пачек сигарет и не можешь даже подойти, – говорит Эльяр. – Что-то не пускает. Потом несколько часов работы – и все получилось. Это вещь неконтролируемая».

Ни к какому конкретному направлению живописи Алимирзоев себя не причисляет. В месяц пишет три-четыре картины, и в мастерской они не задерживаются: востребованный художник – это про него. Среди покупателей работ – Третьяковская галерея, министерства культуры России и Азербайджана, галерея Альбертина в Вене. В 2011 году он создал громкий совместный проект с ювелирной маркой Van Cleef & Arpels.

Эльяр Алимирзоев живет и работает в Баку. Но для его творчества география большого значения не имеет. «Я никогда не хотел привязки к адресу или времени. Зритель не будет знать, где я, но будет знать, что это я», – говорит художник.

«Визы и птицы», 2015
«Визы и птицы», 2015

«Я всегда пишу не предмет, а состояние. Если это портрет, конечно, пытаюсь передать сходство. Но состояние – предмета ли, события – для меня важнее. Могу начать писать яблоко, а в результате оно превращается в женщину или пейзаж. И я не вкладываю в свои произведения глобальный политический, социальный или еще какой-то смысл. Чтобы начало работать воображение, нужен лишь повод.

Так было с прошлогодней серией графики и скульптуры под названием «Виза для птиц». Я обожаю путешествовать в незнакомые места, летать, люблю даже кресла самолета. Но рисовать в путешествиях не хочется – зачем изображать то, что видишь, ведь оно прекрасно само по себе. Только позже, бывает, хочется передать это состояние. И вот я однажды сидел в мастерской, не писалось. На столе лежал паспорт, я открыл его на первой странице, полистал, порассматривал визы – и просто перенес их на холст в своем стиле. Так родился каталог будущего проекта в виде загранпаспорта. А потом воображение стало работать дальше, и я нарисовал целую серию людей-самолетов».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»