Самира Сефи: пристрастное мнение

Куратор Самира Сефи принадлежит к поколению 30-летних, в ее портфолио несколько групповых и персональных выставок. Еще одно детище Самиры – арт-бюро Barza, которое помогает продвигать современное азербайджанское искусство внутри страны и за ее пределами. В планах молодого куратора еще множество проектов, и она полна энтузиазма.

Фото: Александр Гронский

Задолго до того, как начала делать собственные выставки, я часто бывала в бакинском Музее современного искусства и представить не могла, что буду сотрудничать с ним как куратор. Первая моя выставка здесь открылась в 2014 году и называлась Nuda Veritas («Голая истина»). Изучая коллекцию музея, я обратила внимание, что среди представленных работ советского периода много обнаженной натуры. Мне всегда казалось, что советским идеалом женщины была работница, наравне с мужчиной участвовавшая в строительстве коммунизма. Я была удивлена, обнаружив, что одновременно существовала сильная патриархальная традиция, в рамках которой женщина представала вполне сексуальной. Мне захотелось поразмышлять на эту тему на примере работ Ашрафа Мурада, Гусейна Хагверди, Расима Бабаева, Сабины Шихлинской и других азербайджанских художников. Следующим проектом в Музее современного искусства стала выставка «E-phem-er-a / Эфемера»: работы восьми художников, посвященные теме мифологии.

Фото: Фахрия Мамедова

Мне всегда хотелось что-то создавать самой. В 2010 году я начала профессионально заниматься фотографией, поступила в школу нашего известного мастера Санана Алескерова. Были выставки, мои работы продавались, но… сегодня фотография увлекает уже не так сильно. Мне интересно было бы заняться видео – снять цикл коротких работ, близких к формату stories в инстаграме, чтобы объединить их и смонтировать в ролик или фильм. Наверное, видео привлекает меня своей динамикой, движением. И еще мне очень важно, чтобы в работе не было постановки.

В бытность фотографом я познакомилась с художницей Сабиной Шихлинской – мои работы были представлены на одной из организованных ею выставок. Она предложила мне принять участие в воркшопе «Кураторские и медиаторские практики в современном искусстве», который проводился в 2013 году в Баку в рамках образовательной программы организации YARAT. Сабина вдохновила и направила меня, именно от нее я узнала о том, какие качества необходимы куратору, научилась работать с пространством. В итоге все это меня невероятно увлекло.

«Может ли художник быть интереснее, чем его искусство? Можно ли отделить автора от его творения?»

В прошлом году мы вместе с Ланой Соколовой (куратором и менеджером фонда YARAT) сделали выставку Эльдара Гурбана Amore Mio в Музее современного искусства в Баку. Одну работу Гурбана я показывала еще на Nuda Veritas и тогда обратила внимание, что в его живописи присутствует много женских образов, которые никогда не выставлялись отдельно. Я предложила художнику сделать персональную экспозицию, которая была бы сосредоточена вокруг именно таких работ. Идея экспозиции – любовь как основная движущая сила художника.

Меня всегда привлекали остросоциальные темы. Я вообще рассматриваю искусство как инструмент социальных изменений. В настоящий момент мы работаем над проектом Golden Boys («Золотые мальчики»), который, надеемся, откроется через полгода. В нем я сравниваю образы и привычки мужчин в нашей стране и за рубежом. Хорошо помню сценку, которую наблюдала, кажется, в Греции: за столом в кафе сидела мама с ребенком, который едва умел пользоваться ложкой. Малышу было трудно кушать, но мама сидела рядом и никак ему не помогала. А спустя какое-то время я наблюдала в бакинском кафе другую сцену: мама с мальчиком того же возраста кормила его с ложечки! Во мне как будто что-то взорвалось: я поняла, почему наши мужчины часто ведут себя по-королевски, а женщины страдают от этих фейковых королей, которых сами и растят. Я предложила идею проекта куратору из YARAT, сейчас мы ищем спонсора.

Проект «Изоляция». Фото: Alex Levi
Выставка Nuda Veritas. Фото: Фахрия Мамедова

Активнее всего я сейчас занимаюсь Barza Art Bureau, которое основала в 2018 году. Слово «барза» в азербайджанском означает сумку у сумчатых животных. Проект представляет собой информационное бюро для начинающих художников и дизайнеров; наше бюро – можно сказать, «карман» с разнообразными инструментами для поддержки начинающих творческих людей и продвижения художников и арт-инициатив. Мы помогаем им организовывать выставки и продавать работы, предлагаем услуги по дизайну и ребрендингу.

Одним из самых интересных опытов в моей практике был проект «Изоляция» Акт I «Тишина», осуществленный совместно с новым арт-пространством FAZA SPACE, которое основал архитектор Раджаб Алиев. Это была 10-дневная арт-резиденция: на протяжении этого времени участники жили в изоляции от внешнего мира, не имели доступа к соцсетям и готовили выставку. Мы не оглашали даже их имен. Это был своеобразный эксперимент и для авторов, и для публики: может ли художник быть интереснее, чем его искусство? Можно ли отделить автора от его творения? Где проходит граница между автором и тем, что он создает? Что если, увидев работу художника, который предпочел скрыть свою личность, вы получите гораздо более честное, непредвзятое впечатление и сможете лучше понять свое отношение к выставленным произведениям?

Из того, что довелось видеть за последнее время, очень впечатлила проходившая в Саудовской Аравии выставка DESERT X ALULA. Исследуя культуру пустыни, выставка представляла собой диалог между художниками из Саудовской Аравии и региона и участниками из предыдущих итераций Desert X в Калифорнии.

Когда я училась фотографии, больше всего меня увлекали работы американского фотографа Дианы Арбус. Из художников последнего времени очень нравится британка Сара Лукас, исследующая тему гендера. Восхищают скульптуры англичанина Энтони Гормли – он удивительно работает с объемом и пространством. Очень люблю световые инсталляции Джеймса Таррелла из США. Из азербайджанских художников очень ценю Ашрафа Мурада, сегодня перешедшего в статус классика. Прекрасные вещи делает Айдан Салахова. Невероятный потенциал мне видится у Бутуная Хагвердиева. Очень надеюсь, что в будущем удастся поработать и с ним.

Я очень люблю бывать в Ичери шехер. С террасы кафе Paris Bistro открывается красивый вид на фонтан и кукольный театр. Чаще всего хожу в пространство Gazelli, где есть галерея, кафе и бар.

Сейчас я нахожусь в Испании, в Мадриде. Мне очень нравится цвет этого города и люди, которые меня здесь окружают. Я хотела бы лучше изучить местную культуру, понемногу осваиваю испанский. Еще хочется больше времени провести в Париже: он настолько художественно насыщенный, что в него невозможно погрузиться за один короткий приезд. Прекрасно чувствую себя в Санкт-Петербурге и очень люблю туда возвращаться. Мечта – год или два пожить и поработать в Нью-Йорке. Это могла бы быть резиденция или какой-то долгосрочный проект, в рамках которого я могла бы обменяться опытом с коллегами.

Последние десять лет искусство в Азербайджане активно развивается, в нем произошли огромные перемены. Наши современные художники переосмысливают традиции и создают новые визуальные границы. Считаю, что можно говорить о новой волне художников. Их работы покупают иностранные коллекционеры, они хранятся во многих мировых музеях современного искусства.

Я считаю очень важно формировать и развивать рынок современного искусства. Мне бы хотелось, чтобы модным у нас стало покупать искусство, а не предметы роскоши. Надеюсь, к этому удастся прийти. В планах – поступить в университет и перенять международный опыт работы в области культуры.

Фото: Александр Гронский
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»