Сирилл Виньерон: легенда с продолжением

Глава Cartier Сирилл Виньерон провел в Баку ровно сутки – слишком мало для того, чтобы узнать город, признается он, но достаточно, чтобы рассказать пару запоминающихся историй. У Виньерона в профессиональном кругу репутация «сторителлера» – за три года, что он возглавляет ювелирный дом, он начал рассказывать его историю на новый, современный лад.

Сирилл Виньерон не любит говорить о себе. Любой – разумеется, в границах дозволенного – личный вопрос он сразу переводит в плоскость Cartier. «Когда работаешь на такой дом, нужно понимать, что ты ему служишь, честно и преданно, – говорит он. – Его имя сияет тем ярче, чем более верным ты остаешься его ценностям». По служебным делам за прошлый год Виньерон налетал 176 тысяч километров вокруг земного шара. Бутики бренда есть в 125 странах, и CEO иногда просто прилетает проверить, как налажена работа, как идут дела. С этой целью он прибыл и в Баку, где бутик Cartier работает уже одиннадцатый год.

Собственно, всё, что мы знаем про самого месье Виньерона, так или иначе связано с именем ювелирного дома. Выпускник парижской Высшей школы коммерции, он пришел в группу Richemont, которой принадлежит Cartier, в 1988 году, когда ему не было еще 30. После недолгой карьеры в инжиниринговых компаниях, где, по его признанию, все было «слишком серьезно», новая сфера деятельности ему сразу понравилась.

Сирилл большей эстет: любит Рахманинова, играет на классической гитаре, а еще… написал книгу под названием «От гейш до манги: хроники сегодняшней Японии». На первый взгляд, вроде бы не про Cartier, но на самом деле в Японии Виньерон оказался – и задержался на долгие восемь лет – тоже по службе (возглавлял местное представительство бренда).

«В Японии я осознал, что значит уметь жить в своем времени, – с удовольствием вспоминает он. – Я постиг смысл таких важных понятий, как бренность и нематериальность. Истинно японская философия способна заметно повлиять на наше восприятие роскоши. Если рассматривать время не линейно, а циклично, если, как принято в Японии, жить настоящим, постоянно с уважением, но без ностальгии обращаясь к прошлому, то можно грамотно строить будущее. Вообще, японский принцип «Мы богаты прошлым и живем настоящим, готовя будущее», мне кажется, идеально подходит Cartier».

История Cartier – это и есть история luxury. Начало было положено более чем 150 лет назад Луи-Франсуа Картье, который был таким виртуозным мастером, что король Англии Эдуард VII, по преданию, воскликнул: «Картье – ювелир королей и король среди ювелиров». Первый Картье заложил начало стиля вне времени: он делал броши и заколки в виде насекомых, золотых бабочек с бриллиантами и изумрудами, скарабеев и скорпионов, полюбившихся монаршим особам. Он был и дальновидным новатором – первым начал использовать платину (будучи прочнее золота и серебра, она оказалась способна держать на себе больше драгоценных камней).

Его талантливые потомки продолжили в том же стиле. Поразительно, но на витринах бутиков Cartier до сих пор выставляются и продаются вещи, впервые созданные ювелирами марки в 1917-м (классическая модель прямоугольных часов Tank), 1967-м (Cartier Crash – идея асимметричной модели появилась после того, как один клиент принес в мастерскую часы, пострадавшие в аварии) или 1969 году, когда был создан первый Love Bracelet. Последний был сделан по принципу средневекового пояса верности: открыть его можно только специальным ключиком. Возможно, сработал гениальный маркетинговый ход – первые «браслеты любви» Cartier подарил 25 самым знаменитым парам того времени (среди них, например, были Элизабет Тейлор и Ричард Бартон, Софи Лорен и Карло Понти), – но в итоге украшение стало настолько популярно в Нью-Йорке, что больницам пришлось завести запасные ключики на экстренный случай. Кстати, изначально эти браслеты просто покрывали серебром и 18-каратным золотом, но постепенно начали создавать их из все более ценных материалов и все гуще покрывать драгоценными камнями. Самый дорогой Love Bracelet из белого золота с 216 бриллиантами обошелся покупателю в 56 тысяч долларов.

«Часть современного понятия «роскошь» – в движении от обладания к вдохновению»

Этот дар ювелиров марки столь успешно осваивать новые территории Сирилл Виньерон называет «способностью создавать коды».

Мы спрашиваем у него, какая из подобных историй внезапного триумфального возвращения в моду особенно удивила его. «Таких было много. Из последних – браслет Juste un Clou, «Просто гвоздь», придуманный в 1969 году. И часы с пантерой, созданные в 1983 году, – после десяти лет затишья сейчас они снова взлетели в топ. Если не знать, когда создан тот или иной наш объект, об этом невозможно догадаться. Это означает только одно: Cartier не зависит от времени – не стареет в принципе. Cartier всегда современен».

«Но что изменилось за те годы, что вы работаете внутри бренда?» – «Почти всё! Драматически изменилось в первую очередь само понятие роскоши – вслед за тем, как изменился мир. В 1980-е Азербайджан оставался еще частью СССР и был закрыт для подобных товаров. Китая вообще не было на радарах. Япония только-только открывалась».

Помимо геополитики изменилось и многое другое. Роскошь стала еще менее функциональной и еще более статус-символом. «Кому больше дано, с того и больше спрашивается» – в мире появился устойчивый тренд на социальную и культурную ответственность. Именно этот курс твердо выдерживает генеральный директор Сирилл Виньерон («Инновации для нас не результат, а образ жизни», – говорит он). Среди инициатив, которые организует бренд, – фонд современного искусства Fondation Cartier, который устраивает выставки, позволяющие взглянуть на современный мир через призму искусства, науки, архитектуры. Или Cartier Women’s Initiative Awards, поддерживающая и награждающая лучшие женские стартапы (помимо денежных премий финалистки получают возможность пройти индивидуальный курс бизнес-коучинга и отучиться в бизнес-школе; среди участниц, кстати, были и азербайджанки). Бренд уверен, что этот проект не только помогает сделать мир лучше прямо сейчас, но важен и для будущих поколений.

Мы должны вкладывать смысл во всё, что делаем, – объясняет Виньерон. – Кроме того, мы хотим дать понять, что одна из наших ключевых ценностей – любопытство. Мы должны вести умные, вдохновляющие беседы. В определенном смысле мы утверждаем, что часть современного понятия «роскошь» – в движении от обладания к вдохновению. Как можно вдохновлять людей? Не только предлагая им что-то, что они любят, но и демонстрируя, что это может для них означать. Умные люди могут делиться с другими умными людьми своим опытом, своей жизнью, своими взглядами».

Согласно этой новой стратегии бутики бренда обретают новое значение: именно они становятся пространствами для интересных встреч и вдохновляющих бесед. Не исключение и бакинский бутик, ставший главной остановкой в стремительном путешествии господина Виньерона по Баку.

Напоследок мы, конечно, задаем традиционный вопрос: «Что вы думаете о столице Азербайджана?»

«Баку – уникальный город. Здесь и атмосфера Средиземноморья, и яркий национальный колорит. Средневековье и современность, старинные мечети и непревзойденное творение Захи Хадид – Центр Гейдара Алиева. Такой гармоничный симбиоз Востока и Запада не может не поражать. Сюда нужно обязательно вернуться».

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»