Стивен Вебстер: блестящие истории

Ювелир Стивен Вебстер – в далеком прошлом хулиган, панк и рок-н-ролльщик, нынче ироничный интеллектуал, эстет, неравнодушный к роскоши и к мотоциклам, немного сноб, а главное – великолепный рассказчик. Истории Вебстера не нуждаются в переводе – они на языке драгоценных камней. Историю о Баку он рассказал ювелирной линией «Полночь в Каспийском море».

Фото: Дмитрий Терновой

Вот, скажем, из последних коллекций Вебстера: «Семь смертных грехов», мрачная ветхозаветная история о семи древних пороках – гордости, жадности, гневе, похоти, зависти, чревоугодии и лени; каждый переложен на современный лад при помощи сапфиров, изумрудов и рубинов. «Она написала убийство» – другая история по мотивам серии комиксов 1940-х годов c чопорными персонажами в духе Агаты Кристи.

Вебстер вообще неравнодушен к жанру детектива – европейского, не американского, без луж крови и фейерверка выстрелов, но построенного исключительно на игре ума. Сквозной темой коллекции «Букет колючей проволоки», получившей название от сериала эпохи 1980-х, проходит украшенный бриллиантами бантик из колючей проволоки, а коллекция «Всё началось с Евы» посвящена великим злодейкам – от леди Макбет до Бонни Паркер.

«Небесное падение» придумано совместно с брендом Swarovski специально к выходу последнего фильма о Джеймсе Бонде: черненое серебро с кристаллами, невинные листья, бутоны, бамбуковые стебли в тревожащем душу готическом исполнении. В коллекции «Челюсти моря» в викторианские узоры вплетается акулий оскал, а в «Астрошарах» 12 кулонов с драгоценными камнями рассказывают истории знаков зодиака, претендуя даже на некоторое провидчество. Есть у Вебстера специальная коллекция для мужчин; есть линейка с участием скорпионов и серия, вдохновленная поп-артом Уорхола и Лихтенштейна... Каждая – законченное произведение с хорошо продуманными сюжетными линиями и аллюзиями, отсылками к литературе и живописи, к мифам и символам, к британскому андеграунду. «Все украшения, которые я делаю и которые ношу сам, – не просто драгоценности: для меня они обязательно что-то значат», – говорит Стивен, один из самых известных сегодня британских ювелиров.

Он начал работать с камнями в 16 лет, поступив в Medway College of Design; в 1982-м компания De Beers пригласила его в Канаду делать первую коллекцию. Спустя много лет он вернулся в Англию и основал свой ювелирный дом. Его украшения практически сразу оценили знаменитости мирового уровня: перстни Stephen Webster надели Оззи Осборн и Мадонна, а Кристина Агилера, с которой у дизайнера сложились приятельские отношения, стала лицом марки. Стивен и его жена Ася, PR-директор ювелирного дома, стали дорогими гостями на светских вечеринках самого звездного уровня: недавно, рассказывала Анастасия, на одном приеме Кейт Мосс так понравилось кольцо с розовым омаром, которое Стивен сделал для жены, что она взяла его поносить на вечер и чуть было, что называется, не заиграла. «Еле забрала назад! – шутливо жаловалась хозяйка омара. – Пришлось Стиву делать еще одно такое же». За представительницами богемы и шоу-бизнеса в поклонницы Вебстера пришли и многие другие – те, кому импонировала дерзость его стиля, кто считывал истории Стивена.

Свои коллекции-романы ювелир, по собственному признанию, выпускает не по расписанию, а по вдохновению. Иногда подряд, одну за другой, иногда – после долгого затишья. Последнюю маленькую кутюрную коллекцию под названием Couture Voyage он представил в Баку в конце декабря – и не случайно. Украшения из 18-каратного белого золота с сапфирами, изумрудами и бриллиантами отдают дань любимым местам Вебстера и вдохновлены стилем и настроением Нью-Йорка, Гонконга, Африки, России... Есть в этой коллекции и линия «Полночь в Каспийском море» – личное посвящение «волнующему и экзотическому» Баку.

«Для меня самое восхитительное – это зарождение нового украшения, идея, воплощающаяся в жизнь. И еще, конечно, когда я вижу свои произведения на людях»

Фото: Дмитрий Терновой

БАКУ: Стивен, что за история скрывается за слоганом вашего ювелирного дома – «красота и опасность»? Вы сами рисковый человек? Приходится ли вам играть с огнем?

СТИВЕН ВЕБСТЕР: Мне нравится думать о моих украшениях как о роскоши «на грани». Это красивые и искусно выполненные произведения, но если бы они не были «на грани», они не были бы настоящим Stephen Webster. Мне определенно нравится, как вы выразились, играть с огнем, когда дело касается драгоценностей. 15 лет назад люди не могли поверить, что я делаю украшения в стиле «татуаж с бриллиантами», – они считали, что я сошел с ума; но сейчас это признанный стиль. Что касается моих личных взаимоотношений с риском, то да, я, бывает, рискую. Я спускался в шахты в Танзании и бывал на золотых копях в Перу – это определенно опыт, который щекочет нервы.

БАКУ: Что вас вдохновляет, откуда приходят идеи для новых коллекций?

С.В.: Я всегда вдохновлялся работами великих дизайнеров: стараюсь брать традиционные темы и придавать им современный поворот. Но при этом по большей части вдохновение приходит благодаря вещам, природе и людям, окружающим меня в жизни: путешествия, море, драгоценные камни, фильмы нуар, тату, архитектура, разбитое стекло, узор из рыбьих костей... Это может быть все что угодно.

БАКУ: Какая ваша самая любимая часть работы, если брать весь цикл, от идеи очередного украшения до открытия нового бутика?

С.В.: Для меня самое восхитительное – это зарождение нового украшения, идея, воплощающаяся в жизнь. И еще, конечно, когда я вижу свои произведения на людях.

БАКУ: Как вы видите историю своего успеха: вам повезло найти людей, которые разделяют ваш вкус, или же удалось создать и привить публике новое видение красоты?

С.В.: Я всегда чувствовал, что успех моего бренда сложился из двух важных моментов. Во-первых, это очень трепетное, детальное исполнение украшений на техническом уровне, которое берет начало в британской истории ювелирного ремесла. Если можно так сказать, мы с братом в общей сложности уже больше 70 лет в ювелирном деле и до сих пор совершенно помешаны на контроле качества ручного производства – это наша главная забота. И второе слагаемое успеха – это британская культура, искусство, мода и музыка, которые всегда подсказывали мне темы для коллекций.

БАКУ: Вы часто говорили, что вас связывают особые отношения с российской публикой. Чем вы объясняете это?

С.В.: Россия сразу приняла меня и мое творчество. Это один из самых, если не самый интересный в мире рынок для меня. Русские клиенты очень любят риск, и в то же время за свои деньги они всегда хотят самые лучшие и необычные вещи. Еще им, конечно же, импонирует тот факт, что моя жена русская. Мы с Асей уже 15 лет вместе, я и сам уже как будто стал почетным русским.

БАКУ: А как насчет ваших клиентов в Азербайджане?

С.В.: Мы продаем наши драгоценности в Баку уже пять лет, и за это время у нас появились поклонники. Женщины в Азербайджане невероятно гламурны, и я чувствую, что наши украшения очень подходят тем, кому нравятся нетрадиционные, особенные по духу аксессуары.

БАКУ: Как вы считаете, в наши дни еще существует понятие хорошего вкуса относительно манеры носить ювелирные украшения?

С.В.: Есть драгоценности, подходящие на любой случай. Мы всегда включаем в наши коллекции серьги, которые можно укорачивать, удлинять или иначе трансформировать, – они пользуются большим успехом. Как и двуцветные подвески и кольца, которые можно поворачивать той или другой стороной. Именно этот баланс между «не слишком много гламура» днем и «ровно столько гламура, сколько нужно» на случай вечернего выхода в свет – ключ к успеху украшения в наши дни. Кроме того, у женщины должен быть красивый браслет, гибкий или жесткий; часто его можно носить как дополнение к часам. Правильный браслет вообще обладает силой и помогает преодолевать трудности. Наконец, еще один must have – большой перстень с цветным камнем: он оказывает поистине гипнотическое воздействие на собеседника или оппонента в споре.

БАКУ: Где бы вы провели идеальный день?

С.В.: В моем загородном доме в Сент-Маргарет в Кенте. Из него открывается чудесный вид на море, и там есть большой сад; я только-только начал им увлекаться – пока еще ничего не посадил, зато достиг больших успехов в прополке. Несмотря на то что Сент-Маргарет всего в 1 часе 45 минутах езды от Лондона, настроение там настолько иное, что само заставляет расслабиться. Это фантастическое ощущение – если, конечно, ты не пытаешься сконцентрироваться на работе.

БАКУ: Работая с драгоценными камнями, чувствуете ли вы их силу, о которой говорит эзотерическая литература? И если да, научились ли управлять ею?

С.В.: Я навсегда полюбил цветные камни с тех пор, как в полной мере прочувствовал их экзотический характер и огромное разнообразие. Это случилось, когда я жил в Америке в 1980-е. С тех пор я занимался разработкой новых техник и огранки (в частности, Вебстер использует технику Crystal Haze, когда под драгоценный камень подкладывают тонкий пласт прозрачного граненого кварца, и это заставляет камень словно бы светиться изнутри. – Ред.). Иногда это требует серьезного терпения и недюжинного упорства, но когда все удается, у тебя в руках оказывается произведение, которого раньше не видел мир, которое никто и никогда не держал в руках. В этом и есть магия работы ювелира.

Фото: Дмитрий Терновой
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»