Узеир Гаджибеков: Антей из Шуши

День рождения Узеира Гаджибекова 18 сентября в Азербайджане отмечают как День музыки. Настоящий человек Ренессанса по масштабу и универсальности своих талантов, он, как титаны Возрождения, часто обращался к легенде об Антее. Считал, что мастер получает силы, только когда обращается к матери-земле: оторвавшись от нее, он оказывается в пустоте. Истинный художник не может творить вне своего народа, вне действительности: это воздух, которым он дышит, почва, рождающая его темы, образы, краски, мелодии.

Говоря об Узеире Гаджибекове, многие воспроизводят список его занятий и достижений механически, по инерции: просветитель, классик современной азербайджанской музыки, выдающийся музыкальный теоретик, дирижер, драматург, педагог, публицист, журналист, редактор, издатель, переводчик, общественный деятель… Обычному человеку целой жизни мало, чтобы утвердиться хотя бы в одной из этих областей. Гаджибекова часто называют гением, имея в виду лишь то, что он автор первой на мусульманском Востоке оперы. На самом деле его наследие гораздо многограннее. При всем том, по воспоминаниям современников, в повседневном общении он был очень приветлив, скромен и жизнерадостен. Интересный собеседник, он обладал даром наблюдательности, отличался интеллигентностью, предельной ясностью в суждениях. 

separator-icon

Узеир Гаджибеков появился на свет 18 сентября 1885 года в селенье Агджабеди (Нагорный Карабах). Вскоре после его рождения семья переехала в Шушу. Этот город стал первой музыкальной школой маленького Узеира. 

Узеир Гаджибеков, 1909 г.

Его отец Абдул-Гусейн Магомед оглу был прогрессивным человеком, служил писарем и домоправителем у поэтессы Натаван Хуршудбану, наследницы последнего карабахского хана. Мать Ширинбейим ханым Аливердибекова происходила из знатного шушинского рода; своим пятерым детям (дочерям Саяд и Абухаяд, сыновьям Зульфугару, Узеиру и Джейхуну) она читала наизусть Физули, прививала любовь к литературе, искусству и народной музыке. Это было несложно – ведь, как гласит местная пословица, в Шуше даже младенцы с пеленок плачут в мелодиях мугамата.

Узеир Гаджибеков (в верхнем ряду слева) среди родных, 1911 г.
separator-icon

Натаван Хуршудбану часто устраивала в своем доме литературно-музыкальные вечера. На них всегда присутствовала семья Абдул-Гусейн-бека. Эти салоны сильно повлияли на мировосприятие маленького Узеира и сформировали его вкус. Он заслушивался рассказами Натаван о ее встречах с Александром Дюма, путешествовавшим по Южному Кавказу. Писателя тогда поразил парижский выговор Натаван и то, что она читала его произведения в оригинале. Польщенный француз подарил ей изящные шахматы, в которые она его тут же и обыграла. Интерес к литературе, чувство юмора и языка Узеир во многом перенял у этой неординарной женщины. Поэтесса же сразу заметила искру в мальчике: она предрекла ребенку большое будущее и благословила его Кораном перед поступлением в медресе.

У себя дома в Баку, 1939 г.

Начальное образование Узеир получил в шушинской двухлетней школе, где преподавали основы религии, арабский язык и фарси. Благодаря этому он смог в подлиннике прочесть произведения классиков Востока: Саади, Ширази, Фирдоуси. Позже, в 1909 году, по по-эме Фирдоуси «Шахнаме» он напишет оперу «Рустам и Зохраб», а в 1930-м сочинит кантату к тысячелетию со дня его рождения.

В 11 лет Узеир написал несколько юмористических рассказов, которые сам проиллюстрировал и, объединив, назвал «Книгой шуток». Сегодня в его музее в Баку хранятся фотокопии некоторых страниц этого самодельного сборника. «Конечно, видно, что рисовал ребенок, но с большим талантом и мастерством, – говорит научный сотрудник музея Тамилла Худавердиева. – Узеир мог бы стать большим художником, если бы избрал этот путь».

Кадр из кинофильма «Аршин мал алан», 1965 г.
separator-icon

К 12 годам талантливый мальчик играл на таре, прекрасно исполнял народные песни-мугамы, пел в местном хоре. У него был хороший голос, который даже записали на фонограф. Первым музыкальным учителем стал его дядя Агаларбек Аливердибеков. В 13 лет Узеир участвовал в музыкальной инсценировке «Меджнун на могиле Лейли» по поэме Физули, поставленной Абдуррагимом Ахвердиевым. Позже он напишет: «Тринадцатилетним мальчиком впервые увидел в родном городе Шуше в любительском спектакле сцену: Меджнун на могиле Лейли. Картина эта так глубоко взволновала меня, что через несколько лет, приехав в Баку, я решил написать нечто вроде оперы. В качестве музыкального материала предполагал использовать классические образцы народного творчества – мугамы. Задачей моей было лишь подобрать к словам поэмы Физули эту разнообразную, богатую по форме и содержанию музыку и разработать драматическую канву действия».

Окончив школу в Шуше, в 1899 году Узеир едет в Грузию, чтобы продолжить обучение в Горийской учительской семинарии. Это следующий этап в его жизни – накопление новых знаний, первые творческие искания. Если Шуша негласно считалась «консерваторией Южного Кавказа», то Гори можно назвать «академией Южного Кавказа»: отсюда вышли многие видные деятели культуры Азербайджана – писатели, актеры, музыканты. Вместе с Узеиром в семинарии учились писатель и выдающийся общественный деятель Нариман Нариманов, драматург Сулейман Сани Ахундов, композитор Муслим Магомаев-старший, актер и певец Ханафи Терегулов.

Здесь Узеир изучает мировую и русскую литературу, культуру, историю, математику, географию. Знакомится с произведениями Моцарта, Глинки, Чайковского, Бизе, Верди. Осваивает скрипку, виолончель и баритон. В семинарии он подружился с Муслимом Магомаевым, дедушкой нашего современника-певца. Удивительно, как переплелись судьбы этих талантливых людей. Оба родились в один день – 18 сентября 1885 года. Вместе с друзьями часто проводили каникулы у Али Терегулова, семья которого жила в Тифлисе. На одной из сестер Терегуловых, Малике ханым, женился Узеир, на другой, Багдагуль-Джамал (Бадюше), – Муслим, третья сестра Хусниюш вышла замуж за Рамазана Халилова (впоследствии он станет первым директором Мемориального музея им. Узеира Гаджибекова). Вот такие родственные лабиринты.

В Тифлисе у одного старого музыканта Узеир купил скрипку – ту самую, на которой в 1908 году сыграл на премьере «Лейли и Меджнун» и которая сегодня бережно хранится в его доме-музее.

Эскиз декорации. Постановка «Аршин мал алан» в Азербайджанском Государственном Академическом театре оперы и балета. Сезон 1937–1938 гг. Художник Адхам Султанов
separator-icon

Смерть отца в 1901 году стала для Узеира ударом. Ему пришлось взять на себя заботу о семье и к тому же платить за обучение. Это отразилось на его здоровье. Окончив в 1904 году семинарию, Гаджибеков едет в Карабах и год работает учителем в селе Гадрут. Затем в Баку преподает в школах для детей рабочих. Много сил и энергии он отдает обучению детей в нефтяном поселке Бибиэйбате и школе при благотворительном обществе «Саадет». Он составляет учебник по арифметике, переводит на азербайджанский Гоголя и Тургенева, организует музыкальные кружки. В эти же годы Гаджибеков начинает просветительско-публицистическую деятельность: пишет в газеты и журналы «Иршад», «Хагигат», «Терегги», «Ени игбал», «Каспий», «Молла Насреддин», используя более 60 псевдонимов. В 21 год Узеир уже был признанным публицистом, автором статей, острых фельетонов, злободневных пародий и сценических миниатюр политического, исторического, экономического и социального характера.

А в 1908 году в соавторстве с братом Джейхуном Узеир написал оперу «Лейли и Меджнун», которая открыла новую страницу в истории азербайджанской музыки. «Народное искусство, – позже писал Узеир Гаджибеков, – таит в себе неисчерпаемые богатства стиля. Язык его многогранен. Народ – первый композитор, создатель прекрасных песенных и танцевальных мелодий, которые служат нам образцами, шлифовались столетиями и только теперь получают истинно художественное оформление. В 1907 году мне в голову пришла такая мысль: под аккомпанемент какого-либо драматического сюжета в виде соло использовать наши мугамы, а в виде хора – теснифы». Спектакль имел интересную историю. Из товарищей по семинарии Узеир сформировал струнный оркестр восточных инструментов, в котором играли по нотам. Но с самыми большими трудностями братья Гаджибековы столкнулись при подборе исполнителей, в первую очередь на роль Лейли: ведь по мусульманским обычаям женщины не допускались на сцену. «Солистку» случайно отыскали в чайхане: поваренка Абдуррахмана Фараджева, обладавшего нежным голосом и тонким станом, уговорили сыграть в премьере, не уточнив особенности роли, но посулив щедрый гонорар.

Первый суфлер оперы Алиаббас Рзаев писал: «В день первого спектакля в гримерной «Лейли» поднялся крик. Выяснилось, что Фараджев не соглашается надеть женскую юбку и заклеить пышные усы марлей. Тысяча просьб в конце концов подействовала, и мы начали спектакль». Впоследствии Фараджев отказался от участия в постановке. Роль Лейли пришлось исполнять родственнику братьев Гаджибековых – Ахмеду Бадалбейли (Агдамскому). Его приятный голос, изящное сложение и невысокий рост чрезвычайно помогли в создании достоверного образа Лейли. Без Ахмеда Агдамского первая азербайджанская опера, возможно, была бы обречена на провал.

Вскоре состоялись премьеры следующих произведений Гаджибекова: мугамных опер «Шейх Санан», «Рустам и Зохраб», «Шах Аббас и Хуршудбану», «Асли и Керем», музыкальных комедий «Муж и жена», «Не та, так эта», «Аршин мал алан».

Решив получить систематическое музыкальное образование, Узеир в 1911 году уехал в Москву и поступил на частные музыкальные курсы к Александру Ильинскому при филармоническом обществе, а затем продолжил образование в Петербургской консерватории. Из Петербурга он пишет Муслиму Магомаеву: «Жизнь наша протекает очень однообразно, хотя иногда позволяем себе быть на симфонических концертах, что мне необходимо; кроме того, я каждую субботу слушаю в Консерватории лучший оркестр и, как ученик Консерватории, имею доступ в Мариинский театр в году несколько раз за 50 коп.; один раз уже был и слушал «Лоэнгрин» Вагнера. Вот театр, так театр! Туда попасть очень трудно; бедные студенты и курсистки, чтобы добыть себе билеты, целую ночь дежурят у ворот театра. Завтра с Малике идем слушать симфонический концерт под управлением директора консерватории Глазунова. Так, несмотря на то что живем в Петербурге, каждый божий день питаемся шашлыком, который жарим сами в печке; очень вкусно, здорово и дешево, ибо ресторанные обеды разоряют человека во всех отношениях: и деньги уходят, и здоровье; словом, теперь научились жить как студенты, тем не менее расход большой, ибо здесь что ни шаг, то деньги, даже когда в гости идешь и то, кроме дорожных расходов, нужно еще швейцару платить».

Кадр из кинофильма «Аршин мал алан», 1945 г. В роли Аскера Рашид Бейбутов
separator-icon

Особое место в творчестве Гаджибекова занимают музыкальные комедии, написанные в дореволюционные годы: «Муж и жена» (премьера 24 мая 1910-го), «Не та, так эта» (премьера 25 апреля 1911-го) и «Аршин мал алан» (премьера 25 октября 1913-го). Во всех трех Гаджибеков выступает против чадры, за раскрепощение и эмансипацию восточной женщины. Самую известную из этих трех работ, оперетту «Аршин мал алан», он написал в 1913 году во время учебы в Санкт-Петербурге. Гаджибеков послал свою новую музыкальную комедию в Баку Муслиму Магомаеву, указав, кого из актеров хотел бы видеть в постановке. На премьере автор не присутствовал – не мог пропустить занятия в консерватории. Интересно, что первой женщиной, создавшей на сцене образ Гюльчохры, стала русская актриса Александра Оленская, выступавшая на азербайджанской сцене. Ее родная сестра Евгения сыграла Асю. Именно эти сестры стали и первыми женщинами-актрисами, исполнившими женские партии в опере «Шах Аббас и Хуршудбану». Позже, в 1918–1919 годах, они работали в труппе братьев Зульфугара и Узеира Гаджибековых. 

«Первой женщиной, создавшей на сцене образ Гюльчохры, стала русская актриса Александра Оленская»

Эскиз костюма Гюльчохры к кинофильму «Аршин мал алан», 1945 г. Художник Алисаттар Атакишиев
separator-icon

Вернувшись в Баку в 1914 году, Узеир продолжил журналистскую деятельность: был главным редактором, а затем владельцем газеты «Ени игбал», позже – редактором газеты «Азербайджан». Но главное – после 1917 года Гаджибеков много сил отдавал развитию музыкального искусства Азербайджана. В 1920–1930-е годы он руководил созданной по его инициативе музыкальной школой, организовал оркестр народных инструментов, первый азербайджанский хор. В 1918 году композитор сочинил гимн Азербайджана. С 1920 года, правда, он не исполнялся – ведь республика вошла в состав СССР. Но в 1930 году по случаю 10-летней годовщины установления советской власти в Азербайджане Узеир написал слова и музыку к гимну АССР, а в 1944 году обновил их; в таком виде гимн союзной республики звучал до выхода Азербайджана из состава СССР в 1991 году – а тогда старый гимн 1918 года вновь стал государственным.

Несколько раз в жизни Узеиру угрожала реальная опасность. Так, в 1919 году Джейхун Гаджибеков уехал во Францию для участия в Версальской мирной конференции. Когда в 1920 году пала Азербайджанская Демократическая Республика, он не вернулся и до конца своих дней жил в Париже. Из-за этого Узеир попал под прицел ЧК. От расстрела его спасло заступничество Наримана Нариманова.

Кадр из кинофильма «аршин мал алан», 1945 г. В роли Гюльчохры Лейла Джаванширова (Бедирбейли)
separator-icon

В 1937 году композитор написал оперу «Кероглы», которая считается жемчужиной его творчества. А в годы Великой Отечественной создал ряд патриотических произведений: кантату «Родина и фронт», романсы-газеллы «Без тебя» и «Возлюбленная», а к Дню Победы написал «Гимн Победы». И конечно, Узеир Гаджибеков, несмотря на тяжелую болезнь, не остался в стороне от бед народа: отправлял на фронт посылки с продовольствием и одеждой, внес значительную сумму на строительство танка, за что получил благодарственную телеграмму от Верховного главнокомандующего Советского Союза.

Узеир был проректором, а затем ректором Бакинской консерватории, в 1945 году его назначили директором Института искусств АН Азербайджанской ССР. По воспоминаниям студентов, Гаджибеков был очень доступным и участливым, вникал в повседневные заботы окружающих, помогал материально. Любые конфликты он улаживал мирным путем, мог найти общий язык и с уборщицей, и с профессором. Рассказывают, что один из его учеников поспорил с другим, что выпросит у Узеир-бека денег на пальто, а затем попросит еще взаймы, и тот ему не откажет. Так и случилось.

Узеир Гаджибеков и студентки-музыковеды Лейла Карашарлы и Амина Елдарова, 1947 г.

Всю свою жизнь Гаджибеков посвятил развитию музыкальной культуры. Он синтезировал западные и восточные музыкальные стили, приспособил элементы народной музыки к классическим европейским традициям. Заслуженный деятель искусств Азербайджана, народный артист СССР, дважды лауреат Сталинских премий, академик и профессор, Гаджибеков был награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Был депутатом Верховного Совета СССР двух созывов, руководил Союзом композиторов Азербайджана.

Скончался Узеир Гаджибеков 23 ноября 1948 года в Баку, где и был погребен на Аллее почетного захоронения. В память о композиторе его имя присвоено Азербайджанской государственной консерватории и симфоническому оркестру, музыкальному училищу и академии, теплоходу и проспекту в Баку. Для деятелей культуры республики учреждена премия имени Узеира Гаджибекова, в Баку и Шуше открыты дома-музеи, установлены памятники в Вене и Баку.

Самед Вургун, близкий друг и ученик Узеира Гаджибекова, посвятил ему прощальные строки:

Пусть не ликует смерть!
Тот жил не зря на свете,
Кто свой народ любил
сильнее, чем себя.

«Он синтезировал западные и восточные музыкальные стили, приспособил элементы народной музыки к классическим европейским традициям»

В своем рабочем кабинете в консерватории, 1945 г.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»