«Можно представить, что именно так видели Дворец Ширваншахов наши далекие предки. А на его фоне – большой город, как затуманенное будущее».
Бакинский фотограф Эмин Мазерс выпустил серию под названием «Восточные порталы» (EasternPortals). Своими работами он доказывает, что арка – гораздо большее, чем просто архитектурная конструкция. В ней тайна вдохновения древних зодчих и секрет очарования азербайджанской столицы.
«Разумеется, такую арку я видел и раньше, но никогда не придавал ей значения», – рассказывает Эмин Мазерс. Его проект EasternPortals – это несколько десятков снимков, на которых архитектурный элемент предстает во всем многообразии: окна, двери, купола, декоративные элементы величественных дворцов и полузаброшенных старинных обителей.
«Я в восторге от здания Исмаилия. Снимал на пленку – искал такую, которая подчеркнет колорит этих цветов. Подбирал угол, с которого архитектурные формы смотрелись бы ровно. Возвращался за этим кадром несколько раз: помогли ребята из жилого комплекса напротив – дали ключи от двери на крышу».
Идея проекта возникла в 2021-м. Мазерс покинул Баку на несколько месяцев, пожил в Стамбуле и Киеве. А вернувшись, посмотрел на родной город другими глазами. «Я понял: живешь здесь и привыкаешь, но стоит уехать, и восприятие места обновляется», – объясняет он. По возвращении Эмин поселился в здании «Бузовнынефть», которое ему всегда казалось самым красивым в городе. Квартира угловая, окна выходят на разные стороны, и каждое – в форме четырехцентровой арки. Мазерс, невольно обратив на это внимание, с того момента встречал арку повсюду – она будто его преследовала.
«День Победы. Вид из моего окна. В кадре – самый древний балкон здания. Остальные обновились. Снимать его «просто так» не казалось впечатляющей идеей, обычная внутренняя часть города. А вот фейерверк придал жизни изображению».
«У меня так часто бывает: появляется тема и ведет за собой, – говорит фотограф. – И моя задача – собрать все это и поделиться с другими. Я даю окружающему миру возможность общаться через меня – в этом, если хотите, вижу свою миссию». Несколько кадров Мазерс нашел в своем архиве, но основную серию снимал в течение года. Сначала примечал место, выбирал время года и суток для съемки: некоторые локации более эффектно смотрелись на ярком летнем солнце, другие – в осенних сумерках. Он готовил технику и дожидался момента. Если результат не устраивал, отправлялся переделывать. «Здесь каждый снимок особенный», – подчеркивает Мазерс.
«Еще одно мое любимое здание в Баку, рядом с Администрацией Президента. Во время работы над проектом форма зефира постоянно крутилась в голове, а это здание как раз отличается ярким зефирным цветом. Мне никак не удавалось его идеально снять, но в один из дней я вдруг увидел, как тень выделяет эту форму, и всё получилось».
Работая над проектом, он решил углубиться в историю арки: разговаривал со специалистами, читал книги, но, что странно, не встретил ничего удивительного – в основном сухая историческая фактура и техническая документация.
Мазерс выяснил: в зодчестве арка фигурировала со времен Аббасидов (мавзолеи и дворцы Самарры, возведенные в IX веке). Наиболее популярной она была у персов в эпоху наследников Тимура и Великих Моголов, оттуда пришла в Азербайджан. Здесь стала модным элементом ширвано-абшеронской школы, чаще использовалась при оформлении куполов и сводов – со Средних веков до сегодняшнего дня. «Баку всегда представлялся мне типичным постсоветским городом, но тут я заметил, как постройки XX века благодаря аркам становятся куда более изящными, чем другие памятники конструктивизма. А еще понял, что Баку – очень восточный город, с собственным лицом. Раньше в моем представлении арки были прочно связаны с Индией и сказками из «Тысячи и одной ночи» и вдруг я увидел: это же всё вокруг меня».
«Дом ученых. Очень понравилась тень, падающая на арку и словно ставшая его частью. Этот вход напоминает мне портал в другое пространство».
Арка построена по единому принципу, но встречается в разных вариантах, самые распространенные – арка Тюдоров, арка ogee и персидская, которую иногда называют «депрессивной». Сам Мазерс, напротив, видит ее как раз эмоционально ярким элементом и пытается проанализировать, как она возникла. В своих фотоисследованиях он пошел дальше городских построек: так в серии появились кадры S-образной виноградной лозы, плодов граната, листьев – всего того, что могло натолкнуть древних зодчих на создание нового архитектурного элемента. «Возможно даже, это был огонь – посмотрите на Flame Towers, языки пламени, но тоже напоминающие по форме арку».
«В затемненном стекле здания, построенного в 2000-х в сквере Насими, отражается «Бузовнынефть». В те годы не очень интересные здания строили, поэтому редко встречающиеся интересные элементы вызывают радость. Тут два здания – два века, и одно отражается в другом».
Почему арка, которую нечасто замечают бакинцы, не осталась без внимания Мазерса? «Люблю доводить свои проекты до конца, и это как раз такой случай, – пытается объяснить он. – В 18 лет я хотел стать дизайнером интерьеров и поступил в AZMIU, архитектурно-строительный университет, но увлекся фотографией и охладел к учебе, бросил. Сейчас, получается, к ней вернулся – для меня изучение арок своего рода выпускной экзамен».
«Малая Венеция» в Баку». Фотография родилась задолго до проекта, я тогда только учился снимать и чаще работал на заказ. Этот редкий кадр сделан для себя, для души, спустя годы он попал в серию «Восточные порталы». Помню, на каком-то празднике вышел на перекур – увидел, что городские огни и солнечный свет одной яркости, благодаря чему получается такое графическое изображение».