Старый Баку
Фото: Алексей Пивоваров

Девичья башня

Главный символ Баку, Девичья башня, вот уже много веков принимает на себя ветер с моря. В течение пяти лет она не раз была героиней номеров «Баку». Из-за высокой концентрации в воздухе морской соли древняя каменная кладка стала разрушаться – и весной 2011 года здесь приступили к первому этапу консервационных работ. Начали с фасада и смотровой площадки: мастера обрабатывали водостойким раствором каждый камень, освобождали образовавшиеся за века пустоты между ними от птичьих гнезд, с помощью насоса заполняли цементом щели в кладке. Во все время реставрации башня оставалась открытой для посетителей, а презентация нового «наряда» состоялась во время «Евровидения», когда здесь устроили лазерное шоу: с помощью 30 проекторов на стенах Девичьей башни отображались картины-макеты, нарисованные художниками из разных стран. Второй этап реставрации должен обновить внутреннюю часть башни, он завершится в 2013 году.

Фото: Санан Алескеров

Набережная

У бакинской набережной – она же Бульвар, она же променад – славное прошлое и, вероятно, не менее славное будущее. В начале ХХ века городская управа не раз поднимала вопрос о создании приморского бульвара. В 1909-м проект был утвержден, правительство ассигновало 600 тысяч рублей (остальное добавили бакинские нефтяные магнаты), и строительство началось. Территорию между причалом общества «Кавказ и Меркурий» и домом Сеида Мирбабаева благоустроили, высадили деревья, разбили цветники, в лучших европейских традициях построили купальню, похожую на сказочный дворец. Так вдоль берега Каспия на четыре километра протянулся променад, без которого уже несколько поколений бакинцев не могут представить себе свой город. Баку был бы другим без этих огромных каштанов и платанов, без укромных скамеек в круге света под фонарем, на которых было поведано столько секретов, без этой чайханы, без маленьких ресторанчиков, откуда вечерами тянутся вкусные ароматы...

В канун своего столетия бульвар пережил масштабную реконструкцию: здесь появились музыкальные фонтаны, теннисные корты, музеи, летний театр, яхт-клуб. На этом перемены не закончились, скорее только начались.

В ближайшие годы набережную планируется протянуть на 16 километров вдоль Каспия (она станет одной из самых длинных в мире); таким образом единая «прогулочная магистраль» соединит центр города со строящимся новым кварталом White City.

Фото: Эмиль Халилов

Губернаторский сад

Пройдет всего 20 лет, и Баку будет отмечать 200-летие самого старого и самого любимого городского сада. За эти годы он сменил несколько названий (Губернаторский, Михайловский, Революции, был даже «Зоной здоровья» и носил имя Алиага Вахида), а также немало образов. Последний, сложившийся в результате реконструкции 2000-х годов, ему, по всеобщему мнению, очень идет.

Расположенный у крепостных стен Старого города сад с самого начала стал местом не только романтических прогулок, но и культурного отдыха. Когда деревья, высаженные комендантом Баку Ховеном, подросли и дали плоды, в саду появились площадка для танцев, бассейны, оранжереи, беседки, грот и в 1882 году – городской клуб. В 1908 году здесь, после бурных дебатов в городской Думе, построили и летний клуб Общественного собрания (в наши дни – Филармония).

Следующего масштабного обновления Губернаторский сад дожидался почти 100 лет. Прежде всего здесь провели серьезную работу дендрологи: после оценки специалистов больные деревья были вырублены, вместо них высажены 380 новых; кроме того, привели в порядок ландшафт, а вокруг фонтана разбили пышный архитектурный комплекс из белого мрамора. Обновленный фонтан и Дом поэзии, аркада, пергола, ажурные скамейки, даже садовые дорожки – все выдержано в едином классическом стиле с легким восточным акцентом, так подходящим Губернаторскому саду.

Фото: Эмиль Халилов

Дворец счастья

Особняк на улице Муртазы Мухтарова, который бакинцы называют «домом счастья», – одна из красивых городских легенд. Законченный в 1912 году, этот дом стал воплощенной в камне историей любви. Незадолго до этого нефтепромышленник Мухтаров с молодой женой, дочерью генерала Туганова, путешествовал по Европе, огромное впечатление на них произвела Венеция, и по возвращении в Баку Мухтаров заказал польскому архитектору Иосифу Плошко дом в венецианском стиле. Строили его втайне от невесты, сюрпризом.

После революции здание, в котором не только эффектный фасад, но и внутренние покои были оформлены в стиле французской готики, классицизма и рококо, у семьи Мухтаровых реквизировали. Сначала здесь разместили Клуб освобожденной турчанки, затем музей Ширваншахов, а потом дом Мухтаровых стал домом счастья в буквальном смысле слова – сюда переехал дворец бракосочетания.

За четыре года до столетнего юбилея дома в нем началась реставрация. С учетом поставленной задачи – сохранить первоначальный облик здания – большая часть работ проводилась вручную. Интернациональная команда под руководством итальянского архитектора отреставрировала более 12 тысяч квадратных метров узоров, заново изготовила по эскизам и сохранившимся деталям около 19 тысяч квадратных метров самых разных архитектурных элементов: от пластин паркета до мозаичного мрамора для облицовки стен. Несущие стены укрепили для сейсмоустойчивости. Кое-что добавили – например, лифты, оформленные в соответствии с общим архитектурным стилем, декор в виде головы Медузы на первом этаже, стеклянный купол третьего этажа. Здание перепланировали: теперь одна его часть по-прежнему отведена под ЗАГС, другая предназначена для официальных встреч и деловых переговоров. Новый сияющий Дворец счастья заново открыл свои двери летом 2012 года.

Фото: Эмиль Халилов

Фуникулер

Городу у моря фуникулер полагается по статусу. В Баку этот статус-символ появился в 1960 году – и сразу прославился как лучший в СССР, затмив своих «коллег» из Киева, Одессы, Сочи, Тбилиси, Каунаса и Владивостока. Из кабинки бакинского фуникулера, поднимавшей пассажиров с проспекта Нефтяников в Нагорный парк, открывался изумительный вид на бухту и весь город. Однако постепенно территория вокруг станции и техническое оснащение были запущены. В 1990-е линия закрылась почти на десять лет. После капитального ремонта в 2001 году канатная дорога не снискала былой популярности, и спустя еще несколько лет идею городского фуникулера решили доработать.

Последнее открытие состоялось в мае 2008 года. Линию полностью модернизировали и удлинили; благодаря современным технологиям фуникулер стал практически бесшумным. С интервалом десять минут здесь курсируют два вагона, каждый перевозит по 28 пассажиров. Путь вверх и вниз составляет четыре минуты. Оказалось, что для бакинцев фуникулер прекрасным образом решает неприятную городскую проблему последних лет – пробки. Ну а туристы могут по-прежнему безмятежно наслаждаться видом на вечерний Каспий и на город, в котором зажигаются огни, – фуникулер работает до десяти вечера.

Фото: Stephan Schacher
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»