Легенды Бешбармага

Даже если, путешествуя по Азербайджану, вы не планируете подъем к горе Бешбармаг, миновать встречу с ней вряд ли удастся. Скальный исполин расположен недалеко от трассы Баку–Губа, в часе езды от столицы. И все, кто едет на север страны, обязательно останавливаются у подножья горы. 

Тут расположен своего рода перевалочный пункт с продуктовыми магазинчиками, чайханой, шашлычными, среди которых разбросаны припаркованные фуры дальнобойщиков, легковые автомобили и автобусы с туристами. Здесь неизменно много народу – и сейчас, и много сотен лет назад, когда через это место проходили караванные пути. Как и в былые века, Бешбармаг по сей день служит ориентиром для путешественников.

Пятипалый Бешбармаг своими отвесными стенами доминирует над окружающим ландшафтом. Пятипалый – потому что широкие продольные трещины в скале разделили ее на несколько частей, и, если включить воображение, гора кажется похожей на ладонь. Отсюда и название – «бешбармаг» переводится с азербайджанского как «пять пальцев». По одной из многочисленных легенд, связанных с этой горой, Бешбармаг – рука великана, который живет под землей.

«По одной из многочисленных легенд, связанных с этой горой, Бешбармаг – рука великана, который живет под землей»

Издавна гора считалась священной. Таких мест много на территории Азербайджана; эти святилища – наследие времен зороастризма. Их называют пирами. Пир Бешбармаг также именуют Пир Хыдыр Зинда, в честь пророка Хыдыра. Само имя Хыдыр (или Хизр) овеяно многочисленными легендами, из поколения в поколение передаваемыми среди мусульман-шиитов и приверженцев суфизма.

Согласно этим поверьям, Хизр – вечно живой праведник, который находится среди людей и может менять свой облик. Чаще всего он появляется в образе старика, испытывая людей на веру и наставляя на путь истинный. Хизр передвигается по воздуху, покровительствует путешественникам, помогает заблудшим, а еще оберегает моряков и спасает умирающих от жажды, так как имеет власть над водой.

Считается, что за свою жизнь человек трижды встречает Хизра, но при встрече не может узнать его. Если же узнает, пророка можно попросить о счастье, и он исполнит желание. Он может появиться в образе нищего или странника, может попросить воды, хлеба или помочь подтолкнуть застрявший на проселочной дороге автомобиль. Смысл поверья прост: помогай нуждающимся. Возможно, легенды о вечно живом Хизре повлияли и на восточное гостеприимство – ведь никогда не знаешь, в каком облике в твою дверь постучит Хизр.

В переводе с арабского языка «хизр» (аль-Хидр) означает «зеленый». Святой в зеленых одеждах – неудивительно, что весеннее возрождение природы также находится в его ведении. Существует поверье: если Хизр останавливался в пустыне, вокруг него все цвело и вырастала трава.

«Тропинка петляет между «пальцами», протискиваясь через узкий проход в скалах,и выходит на открытую площадку»


Самая популярная легенда о Хизре – история о его встрече с Александром Македонским и походе к источнику вечной жизни. Она существует в различных вариациях. По одной из них, Хизр служил у Александра и был его лучшим воином, так что когда во время похода на Восток царь услышал рассказы о затерянном в горах источнике вечной жизни, то решил послать за живой водой именно его. После долгих поисков Хизр обнаружил источник, испил из него и набрал воды для царя. Однако на обратном пути сосуд разбился – вот почему Александр Македонский прожил славную, но короткую жизнь. По другой версии, Александр отправился к источнику вместе с Хизром – мудрым восточным правителем, к которому Македонский обратился за помощью. На третий день поисков они обнаружили два родника, вытекающих из трещин в скале. В одном роднике текло молоко, а в другом – мутная вода. Хизр предложил Александру выбрать один из источников. Тот выбрал молоко – и ошибся, Хизр же выпил воду и обрел бессмертие.

Интересно, что, хотя легенды о Хизре имеют хождение исключительно в мусульманских странах, свои истоки они берут с доисламских времен. Сам образ Хизра, скорее всего, собирательный. В нем сплелись герои и святые из разных исторических эпох, от шумерского Гильгамеша, ищущего бессмертие, до библейского пророка Илии. Имя Хизр не упоминается в Коране, но толкователи священной для мусульман книги считают, что о пророке говорится в восемнадцатой суре Корана как о «рабе Аллаха» и наставнике Мусы (Моисея).

Ежегодно на Бешбармаг поднимаются тысячи паломников. На верхнюю часть скалы ведут крутые ступени, затем тропинка петляет между «пальцами», протискиваясь через узкий проход в скалах, и выходит на открытую площадку. Отсюда открывается головокружительный вид на Каспий.

«Высокие стены горы активно используются для отработки техники восхождения перед экспедициями в горы»

Кажется странным, но здесь, наверху, из расселин растет несколько небольших деревьев. На их ветвях повязаны разноцветные ленты. Это очень древний обычай: завязывая таким образом ленту или лоскут одежды, люди просят об удаче в делах, о здоровье себе и близким. Есть в этой традиции что-то далекое; невольно напрашиваются параллели с тибетскими молитвенными флагами и монгольскими обо с шелковыми шарфами на длинных шестах. Благодаря религиозному и обрядовому синкретизму горы Бешбармаг это место привлекает к себе представителей разных религиозных конфессий, а также этнографов, историков и просто туристов.

Рядом со скалой сохранились развалины фортификационных сооружений времен Сасанидов. Как известно, севернее Абшеронского полуострова, до современной границы с Россией было сооружено несколько линий оборонительных стен, заграждавших проход между горами и морем. До наших дней лучше всего сохранилась крепость в Дербенте – так называемая Дербентская стена. В Азербайджане единственная сохранившаяся часть Шабранской стены – развалины крепости Чирах-гала, воздвигнутой в горах Шабранского района. От бешбармагского сооружения остались лишь фрагменты стен у скалы. Существует мнение, что, кроме оборонительных функций, Чирах-галинская крепость и гора Бешбармаг использовались как часть коммуникационной системы. Благодаря доминирующему расположению между двумя крепостями была налажена связь с помощью сигнальных огней, которыми оповещали, например, о приближающейся угрозе. Кстати, название «Чирах-гала» в переводе с азербайджанского языка дословно означает «светильник-крепость».

Сейчас нет надобности строить у скалы оборонительные укрепления или крепостные башни. Однако до сих пор люди приходят сюда, чтобы покорить отвесные стены. Еще со времен СССР Бешбармаг – излюбленное место азербайджанских скалолазов. Сюда регулярно выезжают на тренировки покорители гор, а Федерация альпинизма Азербайджана проводит здесь соревнования. Высокие стены горы активно используются для отработки техники восхождения перед экспедициями в горы. А разбросанные у подножья скального массива огромные глыбы – идеальный рельеф для любителей скалолазания.

А еще Бешбармаг и окрестные луга изобилуют сотнями видов растений. Весной здесь все утопает в зелени, а множество полевых цветов превращает ландшафт вокруг скал в пестрый благоухающий ковер. Сюда приятно приезжать на пикники, на один или на несколько дней с палаткой. Ночью небо усыпано звездами и виден Млечный Путь. Здесь часты туманы, точнее, даже не туманы, а низкие облака, которые ловит каменный великан. Когда внезапные порывы ветра разрывают их, проглядывающие «пальцы» Бешбармага смотрятся особенно эффектно. Ради этих видов и чистого воздуха стоит провести здесь пару дней. И, кто знает, возможно, гуляя в окрестностях горы и любуясь пейзажами, можно наткнуться на волшебный источник живой воды или даже встретить самого Хизра.

separator-icon

«Сюда приятно приезжать на пикники, на один или на несколько дней с палаткой»

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»