Наскальная живопись Гобустана

Гобустан называют величайшей галереей первобытного искусства под открытым небом. Более 6800 историй, запечатленных в камнях, охватывают почти 20 тысячелетий, и, что самое удивительное, эта «коллекция» по сей день пополняется находками. Недавно на скале недалеко от джингирдага были обнаружены новые древние петроглифы.

ГОБУСТАН КАЖЕТСЯ УСТАЛОЙ, СОСТАРИВШЕЙСЯ ЗЕМЛЕЙ. ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ВРЕМЯ 

Фото: Эмиль Халилов

Выжженная солнцем трава, изломы, оставшиеся от давно пересохших рек и ручьев, порывы ветра, безжизненная равнина с полоской моря вдалеке, скалы и нагромождения исполинских валунов. Гобустан кажется уставшей, состарившейся землей. Здесь заканчивается время – но о том, что оно когда-то было юным и утекло как река, напоминают рисунки на скалах.

Туристы, приезжающие из Баку на полдня (Гобустан находится в 60 километрах от столицы), свободно перемещаются по заповеднику. Гиды демонстрируют им наиболее эффектные рисунки и в качестве исторического анекдота рассказывают, как в былые времена петроглифы для контраста натирали зубным порошком. Вот сцена охоты, вот танец, вот лодка-плоскодонка и грациозная антилопа – но воспринимать гобустанские петроглифы как абстрактную живопись, отдельно от камней, не очень получается. Быстро становится понятно, что наскальная живопись была не просто декоративным искусством для первобытных творческих натур. В своей лаконичной строгости, в полной и четкой структуре она гораздо глубже и символичнее, чем мы можем постичь: каменная летопись времен последовательно рассказывает историю людей на этой земле. В ней есть не только бытовые зарисовки, но и сотворение мира, рождение и смерть, мифы, плодородие, жертвоприношения, покидающие мир предки, уходящие цепочкой или отчаливающие на лодке к другим берегам…

Люди здесь словно исповедовались камням. Причем, любопытный факт, рисунки оставляли не на любых камнях, а чаще на определенных, поверх уже существующих изображений. Некоторые скалы покрывают наслоения петроглифов от эпохи верхнего палеолита до XIX века – значит, для людей, населявших Гобустан, именно эти камни обладали особенной энергией? По мнению историков, кочевые племена считали горы обиталищами духов и богов, именно поэтому для отправления ритуалов выбирались каменные алтари.

Первые рисунки на горе Беюкдаш в 1939 году исследовал археолог Исхак Джафарзаде. За 30 лет ему удалось описать 3500 петроглифов (они включены в его монографию). Беюкдаш («Большой камень») стал центром археологического заповедника, здесь теперь находится здание музея. Многочисленные наскальные рисунки были обнаружены также на склонах и в пещерах других скальных массивов – Кичикдаша («Малый камень»), Джингирдага («Бог-гора»), Язылы-гая («Писаная скала»). Горы эти состоят из известняковых пород и мелкого ракушечника – это говорит о том, что когда-то нынешний Гобустан был дном Каспийского моря, а также о том, что выбивать рисунки заостренной речной галькой или кремниевым орудием было несложно: известняк – мягкий материал. Эта часть Абшеронского полуострова и сегодня известна грязевыми вулканами, а геофизические исследования подтвердили огромное количество вулканов потухших и наличие газоносных пластов. Вероятно, во времена, когда здесь шумели леса, а реки были полноводны, из-под земли вырывались языки пламени. В Азербайджане и сейчас есть места с неугасающим огнем, а в средние века их было гораздо больше, за что страна получила название «земля огней».

КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ ЛЮДЕЙ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ 

Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов

Караваны верблюдов, всадники, племенные знаки разных этнических групп, надписи (от автографа римского легионера I века до н. э. до арабской каллиграфии) – какие только петроглифы не оставили за тысячелетия в гобустанских скалах! Сейчас рисунки на камнях – единственный источник информации о местных обитателях тех времен. Мужчины здешних племен всегда ходили с оружием – чаще всего они имели при себе лук и стрелы, но иногда арканы, копья, трезубцы, палки или ножи. Обычно они изображаются во время охоты или сражения, но на нескольких петроглифах танцуют, причем групповой танец по расположению фигур очень похож на традиционный азербайджанский яллы, часть ритуала встречи весны в Новруз. Женщины-воины тоже носили за спиной лук. Другие петроглифы изображают женщин схематично крупными, как и полагается символу фертильности, продолжения жизни. Очень подробно рисунки раскрывают тему фауны Гобустана: тут и горные козлы, и кабаны, и бизоны, и змеи, и домашние животные. Также показан древний «флот»: есть лодки-плоскодонки, глубокодонки, рыбацкие с неводом, тростниковые пироги. На носовой части многих лодок изображено солнце, и, учитывая связь петроглифов с религиозными обрядами, историки предполагают, что в этом случае изображены ритуальные ладьи, перевозившие умерших в загробный мир. Многие племена, жившие на побережье, верили, что по другую сторону моря находится вечный мир, куда попадают те, кто покинул этот.

Многие петроглифы – чистый символизм: солнце, луна, звезды, свастика. Историки установили возраст петроглифов, изображающих людей, воздевших к небу сложенные в молитве руки, – это III–II тысячелетие до н. э., эпоха бронзы. Самый частый мотив наскальных рисунков того времени – жертвоприношения. На одном нарисованные жертвенные козлы расположены у настоящих, выдолбленных в камне углублений для сбора жертвенной крови. Такие «чаши» сохранились в разных скальных массивах Гобустанского комплекса до наших дней. С ними связаны и последние находки.

Несколько лет назад команда археологов Национального историко-художественного заповедника Гобустана во главе с его главным хранителем Фикретом Абдуллаевым начала большой проект по оцифровке петроглифов. Специалисты заново снимали эстампы, фотографировали, создавали компьютерную копию поверхности камней. Неподалеку от Джингирдага на скале, которую местные пастухи называют Сона-гая, были обнаружены уникальные объекты, не похожие ни на какие другие по своей геометрии и стилю. Можно только предполагать, с какой целью их выдалбливали в камнях: возможно, это были жертвенные алтари или служили для астрономических наблюдений.

У ГОБУСТАНА ПО-ПРЕЖНЕМУ МНОГО ЗАГАДОК, И ЕГО КАМНИ, КАК ВО ВСЕ ВРЕМЕНА, ПРИТЯГИВАЮТ ЛЮДЕЙ

Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов

Еще более интересное открытие ждало исследователей на самом Джингирдаге, казалось бы, хорошо изученном. Новые наскальные рисунки заметили случайно во время ночных съемок: поверхность камней «сканировали» с помощью обычного фонаря под разным углом и с разных сторон, и благодаря игре света и тени на камнях проявились невидимые петроглифы. Вероятнее всего, их и вырезали при свете факелов. В дневное время суток лучи солнца падают под другим углом, нежели свет ночного фонаря, поэтому поросшие лишайником неглубокие борозды рисунков многие тысячелетия оставались незамеченными.

Казалось бы, обнаружить совершенно новый древний артефакт в хорошо изученном заповеднике практически невозможно. Но у Гобустана по-прежнему много загадок, и его камни, как во все времена, притягивают людей. Сегодня, конечно, речь не идет о том, чтобы оставить собственный «автограф» на скале, но люди находят иные способы прикоснуться к энергии камня. Часто молодожены получают разрешение приехать сюда в день свадьбы ради одного танца. Они не могут объяснить, какая сила традиции тянет их в Гобустан, но для них это очень важно.

Фото: Эмиль Халилов

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»