100 лет АЗЕРТАДЖ: фотокорреспондент Ильгар Джафаров

У старшего фотокорреспондента АЗЕРТАДЖ, заслуженного работника культуры Азербайджана Ильгара Джафарова около 100 наград международных фотоконкурсов. В этом году он отметит сразу два юбилея: собственное 60-летие и 30 лет работы в агентстве. 

Среди последних наград Ильгара Джафарова – золотая медаль 1st Nepal Photo Festival 2019, золотая и бронзовая медали Американского фотографического общества, присужденные на конкурсе FKNS Winter Circuit 2019, а также золотой значок Master of Light международного фотоконкурса Through the Viewfinder 2019. Ранее серия Джафарова «Крик души, или Несостоявшееся детство» получила золотую медаль в номинации «Лучшая документальная серия фотографий» на VII Ташкентской международной фотобиеннале (2014). Фото «Чистка» завоевало золотую медаль I Международного салона фотографии Donegal 2015, работа «Тренер» – золотую медаль Международного союза фотографов (2016), а кадр «Эмоции штангистки», снятый на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, получил золотую медаль Международной федерации фотоискусства (FIAP) на фотоконкурсе в Сербии (2017). 

Ильгар Джафаров – признанный мастер и очень скромный человек. Говорит, что премии и награды, конечно, приятны, но отнюдь не дают право расслабляться. Любая съемка для Джафарова, будь то спортивные соревнования, городской репортаж или военная хроника, это работа, требующая ответственности, сосредоточенности и, главное, честности.

Будущий фотокорреспондент родился и вырос в Гяндже, с детства увлекался фотографией, но окончил Азербайджанский сельскохозяйственный институт по специальности «инженер-механик». Проработав пять лет в проектном бюро, отправился в Москву и поступил на факультет фотожурналистики при фотоцентре Союза журналистов СССР. Джафарову не было 30, когда он стал фотокором агентства «Азеринформ», и спустя 30 лет продолжает ежедневно снимать то, что происходит в стране.

Чистка.
В геометрии жизни.
Китайский танец.

БАКУ: Ильгар муаллим, вы пришли в АЗЕРТАДЖ в переходное для страны время – в 1990 году. Помните свое первое задание?

ИЛЬГАР ДЖАФАРОВ: Время было действительно напряженное – волнения и в республике, и за ее пределами. Тогда агентство еще было подразделением ТАСС, так что работы наших фотокоров печатались и в республиканской прессе, и на страницах газет и журналов союзного значения. Мне было интересно всё: и жанровая съемка, и съемки культурных и спортивных мероприятий. Первым заданием было снять футбольный матч чемпионата СССР на центральном стадионе имени Тофика Бахрамова. Играл «Нефтчи». Не скажу, что всё сразу получилось. Спортивные съемки – особый жанр: надо быть спокойным, сосредоточенным и почти равнодушным зрителем, но при этом всегда начеку, чтобы не упустить счастливое мгновение.

БАКУ: Задача фотокорреспондента простая и ясная – зафиксировать момент истории, отразить событие в одном кадре. Значит ли это, что репортер не может быть художником?

И.Д.: Чтобы интересно и профессионально зафиксировать момент истории, нужно не просто оказаться в нужное время в нужном месте и точно знать, каким объективом это лучше снять. Очень важно понимать историю фотоискусства в целом. Иначе никак. В какой-то мере фотокорреспондент неизбежно художник, потому что он собирает в одном кадре краски жизни. Должны быть видение и опыт, чтобы моментально и верно оценить ситуацию. Вообще, хороший фотокорреспондент должен быть в курсе происходящего в мире, постоянно анализировать фото в мировой прессе, следить за тенденциями и, конечно, посещать фото- и художественные выставки. Только так возможно осознать свое место в профессии.

Прыжки на батуте.

БАКУ: Когда вы снимали исторически важные моменты, понимали: «Я пишу историю»?

И.Д.: Думаю, выражение «история пишется объективом» актуально всегда. Но важность фотографий в истории понимаешь только со временем, как вообще лишь по прошествии лет осознаешь, насколько значимо было то или иное событие, участником которого оказался с фотоаппаратом в руках. Фотография всегда оставляет след в сердце автора, но высшую оценку публики и профессионалов получают те снимки, в которые вкладываешь душу, личное отношение. Фотожурналист показывает саму жизнь, реальную, не приукрашенную, но при этом обязательно высказывает свою точку зрения, свою позицию, отношение к происходящему.

БАКУ: Для фотокорреспондента национального информагентства открыты многие двери. Были ли у вас случаи, когда снимать запрещали, а сделать кадр было нужно?

И.Д.: Февраль 1992 года, трагедия в Ходжалы. Я снимал на месте событий, а потом сел в поезд Агдам–Баку, в котором тяжелораненых везли в столичные больницы. Состав встречали кареты скорой помощи. Я решил снять, как людей транспортируют из поезда в скорые, но моментально подошли люди в штатском, отобрали удостоверение, запретили фотографировать. Я отошел в сторону, поднялся на ограждение и снял колонну карет скорой помощи, встречающую поезд из Агдама. Получился кадр, в котором видно все – и поезд, и вокзал, и машины скорой. Удостоверение мне потом вернули, а кадр, на котором нет ни одного человека, только машины, был опубликован не только в наших, но и в зарубежных СМИ.

В Летнем саду.
В школу.
Радость.

БАКУ: У вас есть знаменитая серия «Крик души, или Несостоявшееся детство», сделанная во время Карабахской войны. На одном фото девочка, которая кричит, заткнув уши. Не было ли у вас в момент съемки внутренней дилеммы: снять эмоции или успокоить ребенка?

И.Д.: Та кричащая девочка – случайный кадр. Это окрестности Агдама, 1993 год, дни трагических событий, когда люди покидали свои дома. Я направил объектив на сидящего ребенка, и вдруг она, заткнув уши, закричала, заплакала. Прибежала ее мать, объяснила: ребенок так напуган обстрелами, что, увидев объектив, девочка решила, что это оружие. Я подошел, успокоил ее, поговорил…

Я считаю и всегда считал, что человек должен отвечать прежде всего перед своей совестью. Нет выбора между «сделать снимок» и «помочь человеку». Можно упустить кадр, но если человек нуждается в помощи, ты обязан помочь.

БАКУ: Насколько вам удавалось оставаться спокойным при виде горя и страданий?

И.Д.: Видя чужую боль, невозможно не переживать, оставаться спокойным и равнодушным. Неизбежно ставишь себя на место этих людей, переживаешь вместе с ними. Однажды я снимал семью, потерявшую на войне маленьких детей. Если бы до того дня кто-то мне сказал, что, стоя на месте, можно с головы до ног покрыться испариной, я бы не поверил. Но, увидев искалеченные тела, я моментально взмок, не мог снимать, не мог поднять камеру. Отошел в сторону, отвернулся… Потом снова подошел, потому что понимал: это надо снять, чтобы другие увидели.

Вратарь.
Из серии «Крик души, или Несостоявшееся детство».
Водное поло. Трибуна журналистов.

БАКУ: Потом, наверное, «мирные» съемки кажутся простыми?

И.Д.: Нет, простых съемок не бывает. Даже к «мирным» надо подходить со всей ответственностью и делать свое дело добросовестно. Любая съемка требует сосредоточенности и профессионального отношения.

БАКУ: За 30 лет, что вы работаете в АЗЕРТАДЖ, что сильнее всего изменилось – кроме техники, конечно?

И.Д.: О технике все-таки нельзя не сказать. Я начал снимать в десять лет, когда отец подарил мне фотоаппарат «Смена-8». Фотокором ровно 15 лет проработал с пленкой и на сегодняшний день столько же работаю с цифровой фототехникой. С развитием цифровых технологий, конечно, многое изменилось. Упростились процесс получения конечного результата, скорость передачи материалов в редакцию с места события. Благодаря этому фотография стала более доступной для масс.

Не изменилась только моя любовь к фотографии, ежедневная работа над совершенствованием мастерства. Это та профессия, в которой всю жизнь учишься, работаешь и находишь что-то новое. И честно говоря, свой лучший кадр я еще не снял.

separator-icon
Дзюдоисты.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»