Свадебные обряды для азербайджанцев – из самых важных: ими отмечен один из главных этапов жизненного пути. Почти все ритуалы сохранились по сей день. Многие из них когда-то имели магическое значение, а ныне стали символами, придающими событию особое торжество.
В каждом регионе Азербайджана свадебные ритуалы имеют свои особенности, но общий сценарий не меняется столетиями. Первая ступенька в длинной лестнице свадебной обрядности – выбор невесты и сватовство. За ними лежит немалый путь, каждый шаг на котором красив и важен: получение согласия, обручение, возвращение подносов с подарками и застолье, праздничные дары родственникам и поднесение первых фруктов, демонстрация нарядов невесты, подготовка и украшение жилища новобрачных, вечер помазания хны, предсвадебный ужин, свадебные торжества в доме жениха и в доме невесты, первая брачная ночь и утро после, третий день, банный день после недели замужества, приглашения в гости породнившихся семей…
В старину свадебное пиршество могло длиться от трех дней до почти полутора месяцев. К примеру, в XIX веке дочь последнего карабахского хана, известная поэтесса, общественный деятель и просветитель Хуршидбану Натаван задала на женитьбу сына 40-дневное застолье. Подобного нынче, конечно, не представишь, но и сегодня в каждой свадьбе присутствуют те или иные элементы многовековых традиций.
Хна
В Азербайджане она всегда была символом радости, торжества, праздника. «Будь в хне!» – традиционное пожелание множества счастливых дней, и смысл у него не только метафорический. Перед свадьбой устраивают девичник, накрывают столы с множеством яств, а когда заканчивается веселье, невеста раскрывает ладони – и мастерица покрывает их вязью растительных орнаментов из хны. Каждая гостья окунает в чашу с хной мизинец на счастье.
Поднос невесты
На все праздники между помолвкой и свадьбой семья жениха преподносит невесте подарки – байрамлыг. На пышно декорированные подносы-хонча укладывают ювелирные украшения, предметы одежды, косметику, лакомства. Количество хонча не ограничено и служит показателем благосостояния жениха. Оформляют и преподносят праздничные подносы только счастливые в браке женщины, чтобы их благополучие передалось молодым. Когда подарки приняты, хонча возвращаются в дом жениха с ответными подношениями от будущей тещи.
Рис и монеты
Когда невесту вводят в дом жениха, ее осыпают зерном и монетами, чтобы новое место стало для новой хозяйки родным, а брак оказался плодовитым. В древности этот обряд имел сакральный смысл и был распространен у многих народов. Монеты (по возможности серебряные и даже золотые) сулили паре богатство и изобилие, зерно – здоровье и плодородие. Иногда к ним добавлялись леденцы, которые должны были обеспечить молодым сладкую и безмятежную жизнь. В некоторых регионах Азербайджана в приданое также входили семь разноцветных мешочков с разными видами зерновых – залог достатка и благополучия.
Сахарная голова
В день помолвки (нишан) во главе торжественной процессии с подарками несут нарядный хонча с празднично оформленной головкой рафинада – ее называют келле генд. Символизирующая сладость, единство и одновременно хрупкость, после свадьбы она украшает дом новобрачных. Голову нельзя трогать до рождения первенца; после этого ее раскалывают и раздают родным и близким. Век назад келле генд была во всех смыслах дорогим подарком: сахар стоил недешево, а глыба могла весить от пяти до 15 килограммов. Но даже бедные семьи старались подарить новобрачным пусть маленькую, но непременно целую головку.
Горящий светильник
В свадебной обрядности он олицетворяет родительский дом невесты. После прощания с семьей и напутствий родных наступает трогательный и волнующий момент расставания с семейным очагом: девушку трижды обводят вокруг зажженной лампы. Потом лампа сопровождает невесту в дом жениха: огонь отцовского очага (ата очагы) оберегает свою хозяйку от зла, пока она не перейдет в род мужа. В новом доме невеста зажигает от лампы новый очаг, хранительницей которого ей предстоит стать.
Хлеб и мед
Один из главных ритуалов, предшествующих свадьбе, – выпечка и разделение хлеба (чёрекбишди или юха гюну): он связан с переходом пары в новый статус, сменой социально-родственных отношений. За три дня до торжества близкие родственницы невесты или жениха собираются в доме одного из молодоженов и замешивают тесто для хлеба юха или фетир, громко желая счастья, здоровья и благополучия молодым. Хозяева дома просят гостей принять знаковые подарки – «халат». Первый испеченный хлеб преподносят матерям будущих супругов со словами «Да будет хлебосольным и богатым ваш стол, да будет горячим ваш хлеб». Мед – еще один символ сладкой жизни и достатка. В некоторых регионах Азербайджана невеста, входя в дом жениха, должна обмакнуть правую руку в мед, а левую посыпать мукой: тогда новая семья будет к ней ласкова, а дом – полной чашей. В другом варианте обряда невеста обмакивает руку в мед перед тем, как войти в спальню, и оставляет на двери отпечаток ладони.
Красное платье
В культурном коде азербайджанцев красный цвет несет особый смысл: это символ праздника и радости, молодости и красоты, богатства и здоровья. А еще он ассоциируется с чистотой и невинностью – неудивительно, что традиционное платье невесты тоже красное. Молодая жена одевается в алое три дня после свадьбы: сила цвета должна охранить ее от мыслей недоброжелателей. Сегодняшние невесты выбирают самые разные платья (а порой и вовсе не платья), но и поныне даже на самых современных свадьбах можно увидеть обряд надевания красного пояса. Близкий родственник со стороны жениха повязывает его девушке на талию с пожеланиями счастья. У этого ритуала двойной смысл: замыкая защитный круг, пояс оберегает девушку от зла.
Солнце
Подаренные на свадьбу традиционные азербайджанские украшения маркируют изменения в статусе невесты, ее переход в новый род и новый жизненный этап. Среди драгоценных вещиц нет ни одной случайной, у каждой свое значение. Особенно часто на свадебных украшениях изображено солнце. В Азербайджане, как и во многих других странах, оно олицетворяло жизненную силу, а его изображение служило оберегом.
Знаки добра
По древней традиции жилище молодоженов наполняли предметы-обереги и орнаменты с зашифрованными в них посланиями. Многочисленные стилизованные изображения, характерные элементы и знаки в основном делились на две категории: выполняющие защитную функцию и способствующие деторождению. Так, различные орнаменты в виде глаз или разделенных на несколько частей квадратов охраняли молодоженов от сглаза и нечистой силы. Крючковидные линии и орнаменты из парных и повторяющихся элементов призывали в дом плодородие и счастливую безбедную жизнь.
Сундук с приданым
Когда-то приданое невесты прибывало в дом жениха в красочных расписных сундуках. После свадьбы они занимали почетное место в интерьере, одновременно украшая его и выполняя функцию мебели. Нередко такие богато декорированные «ненемин сандыгы» передавались из поколения в поколение, от бабушки к внучке. В них хранили нарядные платья, шелковые отрезы, ценные предметы быта.
Сундуки прекрасно гармонировали с еще одной неотъемлемой частью приданого – коврами, а также вышитыми панно и яркими лоскутными покрывалами. Особое место в доме занимали ковры, сотканные самой девушкой для своего приданого.
Материал проиллюстрирован предметами из коллекций Музея истории Азербайджана, Natavan Gallery, Музея античной посуды в поселке Гала, Нахчыванского государственного исторического музея, Исторического краеведческого музея Астары и из коллекции старинной меди лагичских кузнецов братьев Алиевых.