Исполнилось десять лет с тех пор, как в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО было занесено азербайджанское искусство ковроткачества, и пять лет, как в него вошло медное производство Лагича.
Всемирный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО – один из главных «свитков цивилизации». В него включают самые важные для человеческой истории традиции, обычаи, ремесла, обряды, праздники, знания – всё, что по крупицам создавалось веками, передавалось от поколения к поколению, но перед лицом глобализации в современном мире оказалось слишком хрупким и рискует быть потерянным. Каждая страна предлагает для внесения в список свои нематериальные ценности (это может быть что угодно, от китайского иглоукалывания до бельгийского пивоварения); после тщательного рассмотрения каждого «кандидата» ЮНЕСКО выносит решение о принятии или отказе. Что меняется в судьбе тех, кого включили в список? ЮНЕСКО с помощью разнонаправленных инициатив поддерживает такие нематериальные объекты, рассказывает миру об их истории и важности, популяризирует их и одновременно защищает, сохраняет.
К настоящему моменту от Азербайджана (эксклюзивно или совместно с другими государствами) в список внесено 13 пунктов: мугам, човган, танец яллы, пение ашугов, платки кялагаи, празднование Новруза, лаваш, долма, мастерство изготовления тара и кяманчи и искусство игры на этих инструментах, эпос «Деде Горгуд», а также ковроткачество и традиции медников Лагича. Скажем прямо, с самого начала ковры в этом перечне были в лучшем положении. В Азербайджане у них нет никакой возможности оказаться забытыми: археологи утверждают, что ковры на этой земле ткали еще пять тысяч лет назад, и за тысячелетия традиция настолько укоренилась в сознании народа, что и сегодня ковры используют повседневно и повсеместно. Однако если еще полвека назад невозможно было обнаружить дом, в котором не было бы ковров (часто они заменяли мебель – на них сидели, ели, спали), то сегодня молодые семьи, обставляя дом, порой делают выбор не в их пользу.
И все же нет в Азербайджане человека, который бы совсем не сталкивался с ковровой традицией, не носил ребенком теплые носки-джорабы, не надевал через плечо узорчатую сумку-хуржун. Мастерицы по всей стране ткут карабахские, ширванские, губинские ковры (орнамент каждого имеет собственный символический язык), паласы, сумах, зели и верни (типы ковра называются по-разному в зависимости от способа переплетения нитей). В регионах на новейшем оборудовании работает 13 филиалов фабрики «Азерхалча», которая поставила перед собой цель вернуть азербайджанским коврам мировую славу (в ее планах открытие еще 18 филиалов). Одна из обязательных к посещению достопримечательностей Баку – Музей ковра, расположенный на набережной в здании узнаваемой формы, в виде свернутого в рулон ковра. Переоценить значение ковра для азербайджанцев сложно, но благодаря помощи ЮНЕСКО об этом национальном символе узнает и весь мир.
А вот чтобы открыть для себя искусство медников Лагича, придется совершить более серьезное путешествие – приехать в небольшое село в Исмаиллинском районе (три часа пути от столицы). Впрочем, работы здешних медников можно увидеть и в арт-галереях, и в лавках Старого города Баку, а некоторые образцы хранятся даже в коллекциях Эрмитажа и Лувра. Но главная ценность этого объекта из списка ЮНЕСКО – именно нематериальная: не только сами красивые предметы из меди (блюда для плова с искусной гравировкой, рукоятки кинжалов, фитильные лампы или высокие кувшины с журавлиным горлом), но вся атмосфера гордого горного села, несколько веков живущего своим ремеслом.
200 лет назад, по свидетельству этнографа Ореста Евецкого, здесь было без малого 200 мастерских. Медники в Лагиче работали такие искусные, что слава о них разлетелась далеко за пределами родных гор: в 1850 году мастер Мамед Кадыр получил награду на выставке произведений Закавказского края, а в 1873 году лагичская коллекция выставлялась и имела большой успех на Всемирной выставке в Вене. Ассортимент предметов, которые делали здешние медники, состоит из более чем 80 наименований! Расцвет медного ремесла привлек в Лагич (который, к слову, некогда был отдельным княжеством) и мастеров других специальностей: кузнецов, ювелиров, скорняков, – но над всеми звуками инструментов громче всех разносился, отражался от стен домов звон молоточков по листовой меди.
Сегодня мастерских в Лагиче уже не сотни, но те, что остались, переходят от отца к сыну много поколений подряд, и на их полках, если хорошо поискать, можно отыскать удивительные старинные шедевры. А можно, наоборот, заказать мастеру именно то, что давно хотелось иметь в доме. Конечно, в XXI веке без поддержки извне в удаленном горном селе почти невозможно сохранить атмосферу живой творческой мастерской. Патронаж ЮНЕСКО в последние пять лет привлекает в село стабильный поток заинтересованных туристов.