Бархатные пиджаки, расшитые передники, разноцветные подвески, бусы, звенящие серебряные монеты. Рассматривать коллекцию старинной одежды – особое удовольствие. И не только потому, что вещи хранят историю. Просто они еще и очень красивые.
Передник
В середине XIX – начале XX века костюмный ансамбль азербайджанских женщин почти повсеместно дополнял пестрый или однотонный передник «мейзер», который надевался поверх пышной юбки. Передник был двух типов: крепящийся у пояса или на плечах и талии. Передники шили из сатина, ситца, сукна, парчи, а нарядные праздничные богато декорировали вышивкой, бахромой, кисточками и многочисленными серебряными пластинами, стеклянными вставками и монетными подвесками. Пластины в форме луны имеют особое значение: в сакральной культуре азербайджанцев луна наделяется очистительной силой, а в исламе полумесяц выступает символом религии.
Подвески
Массивные серебряные украшения, инкрустированные кусочками цветного стекла и камнями, были непременной частью костюма молодых знатных женщин в Губа-Хачмазском историко-этнографическом регионе Азербайджана. Нагрудное украшение состояло из нескольких низок бус из коралла, агата и жемчуга и подвесок. Центральный медальон отражал солярную символику. Данная форма очень архаична, поскольку астральные символы изначально имели сакрально-магического предназначение. Растительный декор из цветочных лепестков, листьев и побегов символизировал богатство и плодородие.
Амулеты
Амулетам приписывали сакрально-магические свойства, потому что в них хранили выписки из Корана. Украшения-обереги носили девушки и женщины начиная со дня свадьбы вплоть до рождения двух-трех детей. В качестве основного декоративного элемента такие обереги были частью ожерелий. Исламские амулеты украшались многочисленными подвесками – фигурными деталями, камнями или монетами. Орнаментация амулета соответствовала его магическому содержанию.
Подвески с куполками
Подвески с куполками и многочисленными свивающимися элементами использовались как часть нагрудного украшения, также их прикрепляли на женский головной убор. Согласно традиционным представлениям азербайджанцев украшения с элементами в виде полусферического выступа и звенящий эффект подвесных деталей обладали магической охранной силой.
Бусы
В XIX – начале XX века среди знатных дам Азербайджана в моду входят яркие, многоцветные украшения – серьги, медальоны, бусы в эмальерной технике. Этот вид ювелирного искусства начинает активно развиваться в первой половине XIX века в Баку, Ордубаде, Гяндже, Шеки и других городах. Для эмалей азербайджанских ювелирных украшений характерно традиционное сочетание цветов: на зеленом или синем фоне – изящный растительный белый и розовый орнамент. Благодаря новому художественно-технологическому приему мастерам-ювелирам Азербайджана удавалось точно передавать в яркой палитре эмали малейшие нюансы цветовых сочетаний, которые отличались тонкостью работы и радостными, яркими расцветками.
Браслеты
Среди огромного многообразия вариантов браслетов Азербайджана можно выделить незамкнутый тип, выполненный в технике накладной филиграни. В центральной части – крупный полусферический купол, увенчанный вставками из красного и синего стекла. Вокруг мелкие куполки с вставками под бирюзу. Композицию завершают ряды псевдозерни и витых проволок. Согласно древним народным представлениям серебро обладало очищающими и магическими свойствами; бирюза даровала победу, способствовала улучшению зрения. Простенькие браслеты надевали девочкам в раннем возрасте, а вот такие массивные украшения носили обычно взрослые женщины.
Подвески на одежде
В Азербайджане вплоть до начала XX века праздничную наплечную одежду по вороту, бортам, подолу, краям рукавов традиционно богато украшали однорядными подвесками из серебра или золота, в форме филигранных цветков, дутых бутонов, штампованных круглых пластинок и серебряных цепочек с бубенчиками. Иногда они нашивались в несколько рядов. Такие подвески не только обогащали декоративное убранство женской одежды, но и издавали легкий звон при ходьбе, что, очевидно, являлось защитой от негативной энергии.
Арахчын
Национальная шапочка арахчын округлой формы шилась на подкладке и украшалась вышивкой. Этот головной убор был широко распространен, особенно в западных регионах Азербайджана. Арахчын носили и женщины, и мужчины любых сословий, отличительной особенностью являлись лишь материал и отделка. Арахчыны у пожилых были темными и однотонными, у молодых – цветными: из красного, зеленого, синего бархата, кашмирской шерсти или шелка. Праздничные шапочки украшали золототканой тесьмой, бисером, вышивали тамбурными узорами, что указывало на высокий статус их обладателя. Арахчын носился «в комплекте»: женщины надевали шапочку, затем головное покрывало, а мужчины поверх арахчына надевали шапку.
Монетовидные привески
Как указывают археологические находки, традиционные «шелестящие» украшения несли в себе охранительную функцию. Звон, издаваемый ими, считался оберегом, защитой от внешних вредоносных сил, поэтому звенящие украшения носили женщины и дети. Украшения состояли из нескольких элементов в виде подвесок, которые при движении издавали мелодичный звук. Использование звука в традиционном костюме выполняло еще и чувственно-эстетическую функцию, вызывая определенные эмоции и привлекая внимание к их владелице, например во время танца.
Подвески-амулеты
Пернатые наделялись магическими свойствами «солнечной» птицы, солярного образа, символизирующего плодородие. Поэтому этот мотив прослеживается во многих видах ювелирных украшений Азербайджана. Амулет благодаря сочетанию бахромы из цепочек, подвесок и жемчужин приобретал пластику и легкость, а изображение птицы, помимо эстетической ценности, придавало украшению сакральный смысл. Подвеску-амулет прикрепляли к концу нагрудного выреза женской рубашки, отделанного или узорной тесьмой, или нашивными украшениями.