Весной, когда просыпаются стихии, все будто начинается заново. Верится, что новая жизнь будет лучше, чище, радостнее старой, и хочется быть частью этих перемен к лучшему. Ответственная мода может стать хорошим началом.
ВОЗДУХ
Beauty and the Wind
Новозеландский Веллингтон – один из самых ветреных городов мира, идеальное место для серфинга. А еще для садового дизайна, считают Бонни и Тодд Селак, основатели Beauty and the Wind. Не того, что требует секатора, граблей и трудолюбия, а нездешней красоты, которая поселяется во дворе сама, не требуя никаких усилий. «Мы – Уолт Дисней садового дизайна», – смеется Бонни, и это, пожалуй, самое точное определение Beauty and the Wind: их кинетические скульптуры словно вышли из мультфильма – и с помощью ветра сами превращают все вокруг в сказку, где переливаются радугой капли воды, вспыхивают сверхновые и взрываются цветом мандалы. Мобиль состоит из десятков плоских тонких стальных деталей, которые нужно соединить по инструкции. При любом дуновении ветра каждая деталь начинает двигаться по своей траектории, и объект оживает. И неважно, насколько зарос ваш сад: чтобы преисполниться радости и спокойствия, достаточно повесить мобиль, сесть в шезлонг и предаться блаженной лени. То есть неге. То есть, конечно, осознанности и медитации.
Mignonne Gavigan
Однажды выпускница колледжа дизайна Миньон Гавиган Смит подгоняла для клиентки вечернее платье. Лоскут расшитой стразами ткани упал из-под ножниц, Миньон подобрала его и заколола вокруг шеи: то ли платок, то ли ожерелье – забавная штука. По дороге домой несколько человек остановили ее с вопросом, где дают такую красоту. Через месяц появился бренд Mignonne Gavigan. Случайная дизайнерская находка не только стала фирменным знаком марки, но и научила ее хозяйку важной истине: для того чтобы носить броские украшения, не нужна особая смелость – наоборот, такие вещи дают плюс десять к самооценке, помогают почувствовать себя сильной и уверенной. Так у Mignonne Gavigan появилась миссия. В коллекции бренда есть и сказочные насекомые, и тропические птицы, и огромные серьги-крылья, способные, кажется, поднять хозяйку в воздух. Бисер, пайетки, органза, натуральные перья – украшения Mignonne Gavigan делают вручную на пяти небольших предприятиях в Индии. И если покупательницам эти серьги и браслеты дарят дух независимости, то индийским мастерицам – независимость экономическую.
Pubumésu
Несмотря на глобальное потепление, веер – не самый необходимый предмет в Северном полушарии. Но создавая марку Pubumésu, индонезийка Путри Соедионо не думала о том, есть ли спрос на веера в Нью-Йорке или Париже. Выпускнице Лондонского колледжа моды хотелось показать Западу, как красиво наследие ее родины, в частности ваянг – традиционный индонезийский театр теней, занесенный в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Плоские куклы ваянг вырезают из жесткой дубленой телячьей кожи, и эта техника прекрасно подошла для изготовления вееров – «портативной культуры», как выражается Путри. Действительно, веер – предмет, нагруженный смыслами: он и про дуновение свежести в жаркий день, и про аристократизм, и про канатоходца, которому опахало помогает сохранять равновесие между небом и землей. Главная же цель Pubumésu – баланс между корнями и актуальными трендами. Веера вручную делают мастера кукол ваянг: растягивают кожу, сушат на солнце, вырезают секторы, расписывают и сшивают. Только этот ваянг наполнен солнцем: рыбы-попугаи, листья монстеры, ананасы и морские обитатели выходят из тени, удивляя мир.
ОГОНЬ
Temple St. Clair
Классический сюжет о золотом кладе, который завораживает героя, завладевает его мыслями и определяет судьбу, сбылся в жизни американки Темпл Сент-Клер. В юности она хотела быть исследовательницей дикой природы, а в молодости отправилась в Италию изучать литературу Ренессанса. Там ее ждал клад: углубившись в историю Возрождения, она познакомилась с флорентийскими ювелирами, хранящими традиции той эпохи, когда золота не стеснялись и не жалели. Никакого белого – только полновесное желтое, жаркое, как пламя и как солнце: этот огонь зачаровал Сент-Клер, заставил выучиться ювелирному делу, и вот уже почти 40 лет ее именная марка доказывает, что если взять самый красивый камень и оправить его в золото, то он станет еще красивее. Главное отличие Темпл от ее ренессансных предшественников – ответственный подход: так же серьезно, как те верили в алхимию и астрологию, она относится к земле, на которой мы живем. Поэтому изделия марки имеют сертификат Совета по ответственной ювелирной практике, а в память о юношеской мечте Сент-Клер поддерживает некоммерческий фонд Big Life, защищающий дикую природу Восточной Африки.
TerraFlame
До чего же здорово сидеть с семьей и друзьями вокруг костра, жарить на огне маршмеллоу и рассказывать истории! Особенно если не промокли ноги, не кусают комары, а чашки и вилки вымоет посудомоечная машина – потому что дело происходит у вас на кухне. Калифорнийская компания Solo Brands вообще-то выпускает товары для активного отдыха: каяки, сапы, одежду для спорта и туризма. Однако в какой-то момент она альтруистически решила, что домоседы тоже заслуживают радостей жизни. Так появилась линейка TerraFlame: минималистичная бетонная чаша, бамбук, речные камни и встроенная горелка, работающая на специально разработанном гелевом топливе. Смесь чистого 99-процентного изопропила, этанола и органических загустителей нетоксична, горит без запаха и не загрязняет воздух – в общем, добрый прирученный домашний огонь. При этом совсем не игрушечный: высота пламени достигает 15–20 сантиметров, и оно уютно потрескивает, как настоящий костер.
Tens
Если вы собрались на север Шотландии, солнцезащитные очки можно оставить дома. Вот и трое фотографов – Марти, Том и Крис, выбравшись отдохнуть на природу, однажды катили по высокогорью, озирая хмурое небо, нудную морось и 50 оттенков серого вокруг. Друзья прекрасно знали, как этот унылый пейзаж преобразится на фото, если наложить на снимок цветной фильтр. А может, не ждать так долго? Что если сразу смотреть на мир через фильтры фотокамеры? Так появились Tens – солнцезащитные очки, которые мог придумать только фотограф. Это не причуда, все серьезно: высокий уровень защиты, антибликовое покрытие, ацетатные оправы ручной работы. Но важно не то, как ты выглядишь, а то, как смотришь на мир, считает марка. И если тебе не нравятся розовые очки, у Tens есть и ностальгическая сепия, и яркие оттенки вечнозеленого леса, и линзы, будто переносящие в фильм Уэса Андерсона. Конечно, не все проблемы решаются цветом линз, и поэтому Tens поддерживает благотворительную инициативу по психологической помощи подросткам.
Palefire
В названии марки отсылка к Шекспиру: «Луна – нахалка и воровка тоже: свой бледный свет крадет она у солнца», – говорит Тимон Афинский, и эти строки принято считать метафорой творчества. Основательница Palefire Ровена Морган-Кокс знает кое-что о творчестве. Магистр искусств, специалист по европейской живописи и скульптуре XIX века, она была арт-дилером, затем управляла лондонской галереей и сама оформила ее новое помещение. Так, шаг за шагом, из мира чистого искусства Ровена пришла к интерьерному дизайну, и задачей бренда она видит размывание границы между этими двумя мирами. В дома, где правит функциональный скандинавский стиль, Palefire приносит ар-нуво и абстрактный экспрессионизм, помноженные на ответственные практики. У марки пять вариантов формы светильников из папье-маше и пара десятков паттернов и расцветок. По-разному комбинируя форму и цвет, можно получить множество вариантов. Светильники создают небольшими партиями в семейной студии в Барселоне и вручную расписывают нетоксичными растительными красками.
ВОЗДУХ
Alessandra Baldereschi
Растения и животные – главные источники вдохновения для миланского дизайнера Алессандры Балдерески. Сразу видно, что она выросла на природе и накоротке с ее обитателями – стрекозами и ежами, цветами и водорослями, рыбками, которые почти как живые плавают в бокалах, будто в аквариумах. Минимальными средствами Балдерески делает функциональные предметы поэтичными, пересоздает повседневность и впускает в человеческие дома стихии природы и их обитателей, не диких и опасных, а добрых и очень хрупких – как выдувное стекло ручной работы, из которого они сделаны. Алессандра с уважением относится к ответственным практикам (взять хотя бы ее наделавшую шума коллекцию стульев и ковров из листьев и натурального мха), однако ее дизайн этичен в ином, более глубоком смысле слова: в каждой работе сквозят огромное уважение и любовь ко всем обитателям наземного и подводного миров.
Bellocq
«По сути, чай – это путешествие по воде», – говорит Хейди Йоханнсен Стюарт, соосновательница Bellocq. Чаеманы подтвердят: как, ступив на палубу корабля, оставляешь за бортом повседневную суету, так чашка чая заставляет замедлиться и уносит к иным берегам. Для этого совсем не обязательно быть знатоком, нужно просто найти сорт, способный отправить именно вас в таинственное плавание. Помочь в этом и предлагает Bellocq. Здесь есть все, чем богат чайный мир: пуэры и улуны, матча и мате, травяные велнес-купажи и раздел для ценителей, отличающих красный Да Хун Пао от выдержанного Уи Янь Ча. Есть даже детский чай с ройбушем, имбирем и кусочками какао-бобов, который Стюарт придумала для трехлетнего сына. Все листья – органические, из придирчиво выбранных маленьких хозяйств со всех концов чайной географии, от Японии до Шри-Ланки, от Китая до Вьетнама. А чтобы плавание по чайным волнам было незабываемым, Bellocq предлагает традиционные аксессуары, созданные мастерами из разных стран, – от пиал для матчи до английских фарфоровых чайников.
Kamoka Pearl
На сайте Kamoka Pearl можно купить не только украшения, но и саму жемчужину – напоминание о том, как она красива в первозданном виде. Качество жемчуга у Kamoka и правда хоть куда, и благодарить за это следует методику культивирования, применяемую на семейной ферме. Чтобы получить «перл», жемчужнице обычно подсаживают фрагмент раковины определенного вида устриц, живущего в бассейне реки Миссисипи (над этими устрицами уже нависла угроза уничтожения). В Kamoka используют кусочки перламутра из раковин морских моллюсков, живущих здесь же, на атолле Ахе близ Таити: это позволяет получать в три раза больше жемчужин класса A, при этом ни одна миссисипская устрица не страдает. А уж у самих жемчужниц Kamoka вообще райская жизнь: на территории лагуны запрещен рыбный лов, поддерживается естественная экосистема кораллового рифа, электричество на ферме получают из ветра и воды. «Мы считаем себя хранителями лагуны вместе со всем, что в ней есть: моллюсками, рыбами, водой, землей и людьми», – говорит глава марки Джош Хумберт. И жемчуг – драгоценная награда за эту работу.
Alaska Glacial Essentials
Что связывает Аляску и Южную Корею? Например, косметика Alaska Glacial Essentials. Все началось в 2000 году, когда Лорен Падавер отправилась в рафтинг по реке Коппер. Американку впечатлила целебная грязь из дельты Коппера – настолько, что вскоре она выпустила на ее основе очищающую маску и минеральное мыло. Шли годы, для Лорен стали актуальны антиэйдж-кремы, и она, уже изучившая и полюбившая Аляску, уверилась, что в природе этого края есть огромный потенциал для создания косметики: чего стоят чистота и уникальный минеральный состав ледниковой воды! В 2010 году Лорен встретила единомышленника в лице корейского химика-косметолога Чарли Кима, и все сложилось: та самая вода, экстракты субарктических растений плюс сквалан, ресвератрол и гиалуроновая кислота в сумме дали эффективный (и эффектный внешне) результат. Марка имеет сертификат B Corps, не тестирует сырье и продукцию на животных, а свою благодарность северной земле выражает делом: 2 % годового дохода жертвует НКО по защите природы и традиционной культуры Аляски.
ЗЕМЛЯ
Éki Kéré
Иногда долго ищешь свое место в жизни, а в итоге оказывается, что ты был в нем с самого начала. Так случилось с нигерийкой Абасикеме Уканире. Пандемия заставила ее, как многих, задуматься о взаимоотношениях человека с планетой. Больше всего Абасикеме тревожила проблема переработки отходов фешен-индустрии, и она позвонила отцу с вопросом, какие материалы использовали в Нигерии полвека назад, до пришествия западных тканей и технологий. «Рафию, конечно, – ответил тот. – Не зря же наш родной Икот-Экпене называют городом рафии». Абасикеме навела справки и была потрясена тем, что на ее малой родине за полвека традиционное производство вещей из рафии практически угасло. Чтобы спасти его, Уканире основала марку Éki Kéré. Впрочем, сегодня бренд не ограничивает себя рафией: традиционные ткани луру с севера Нигерии и адире с пронзительно яркими восковыми принтами, хлопок со старейшей нигерийской фабрики в Фунтуа, «грязевая ткань» боголанфини из Мали – Éki Kéré постоянно расширяет круг поставщиков и мастеров.
Cold Picnic
Когда дизайнер одежды выходит замуж за полиграфического дизайнера, из их союза может получиться многое. У Фиби Санг и Питера Буэра получился Cold Picnic – небольшой бренд домашнего текстиля и интерьерного декора. Такой небольшой, что сам размер помогает марке быть этичной: «Чем крупнее компания, тем легче утратить здравый взгляд на вещи, – говорит Фиби. – Я благодарна, что мы маленькие: нам проще быть честными с собой». Конек марки – ковры. Их ткут вручную индийские мастера из шерсти, бамбукового шелка, органического хлопка, конопляных волокон. Пряжу окрашивают натуральными пигментами, производственные цеха работают на солнечной энергии, а сертификат Goodweave удостоверяет, что в процессе соблюдены все права работников и не эксплуатируется детский труд. Забота об окружающей среде для Cold Picnic естественна, ведь природные ландшафты – ее главный источник вдохновения. «Каждый наш ковер – это пейзаж», – говорит Фиби. Даже если это абстрактная композиция из остатков разноцветной пряжи.
Obakki
Из глины можно слепить что угодно, от горшка до голема. Как известно, есть даже мнение, что из нее был создан первый человек на земле. Неудивительно, что работы мексиканских ремесленников, с которыми сотрудничает марка Obakki, кажутся живыми существами – первобытными, загадочными выходцами из глубин земли. Основательница Obakki Трина Пик с юности работает в международных гуманитарных проектах и довольно быстро поняла, что жителям затерянных уголков третьего мира нужны не только колодцы, школы и больницы, но и самоуважение: помнить о своих корнях, обеспечивать семью, передавать традиции детям. Именно в этом Obakki помогает своим подопечным из штата Оахака, славящегося мастерами-керамистами: и слепому скульптору Хозе Гарсиа, и фантазеру Хулио Мартинесу Диасу, и Макрине из горной деревни, где уже 20 поколений делают посуду из местной красной глины. В их работах – связь с древними духами земли, которую так легко потерять в мегаполисе.
Inkkas
Как многие этичные марки, Inkkas выросла из путешествия. Дэн Бен-Нун, молодой специалист по цифровому маркетингу, отправился с рюкзаком по Южной Америке. Он увидел, как работают перуанские ткачи и как из их тканей делают традиционную обувь, и в туристе проснулся предприниматель. Так в 2012 году появилась марка Inkkas – кеды, кроссовки и слипоны, яркий текстиль для которых создают те самые латиноамериканские мастера. За первый же год бренд с нуля достиг миллионных продаж (хорошо, когда основатель смыслит в интернет-маркетинге). Со временем марка стала приглашать к сотрудничеству художников, и к традиционным паттернам добавились принты с авторскими рисунками. Сегодня обувь Inkkas сама как путешествие: чего только нет на этих кроссовках! Пустыня Мохаве и ледники Патагонии, цветущие сады и итальянское взморье, флуоресцентные грибы и ленивцы в джунглях. Оправдывая девиз «Земля – наша муза», Inkkas сажает дерево за каждую проданную пару, и за 12 лет существования марки на планете появилось почти полмиллиона новых деревьев.