Президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева приняла участие в выпуске животных в Шахдаге
Лейла Алиева с членами Азербайджанского молодежного объединения России, приглашенными на мероприятие.

В Шахдагском национальном парке пополнение: на его Исмаиллинском участке выпустили редких животных – благородных оленей-маралов, дагестанских туров и дикобразов. Теперь они будут жить здесь, на свободе. В событии участвовала вице-президент Фонда Гейдара Алиева, учредитель и руководитель общественного объединения IDEA Лейла Алиева.

Туры, маралы и дикобразы, выпущенные в Шахдаге, были выращены в Бакинском зоопарке специально для реинтродукции: это одно из направлений работы зоопарка, проводимое в рамках проекта «Развитие биоразнообразия» вместе с IDEA и Министерством экологии и природных ресурсов Азербайджана.

Надо сказать, что два года назад Лейла Алиева уже участвовала в похожей акции: тогда на территорию Шахдагского заповедника привезли четырех маралов. А уже в мае следующего года опубликовала в соцсетях радостное сообщение: «У благородных оленей, выпущенных в Шахдагский национальный парк, родился первый детеныш!» С учетом всех оленят в заповеднике до недавнего времени обитало десять особей. Сейчас привезли еще две. Специалисты надеются, что новички освоятся так же быстро, как их предшественники, и уже в следующем году принесут потомство.

Кроме маралов на этот раз на Исмаиллинском участке нацпарка выпустили трех дагестанских (их еще называют восточнокавказскими) туров и десять дикобразов. И если с первыми все понятно – даже название свидетельствует, что горы Шахдага для туров родной дом, то дикобразы вызывают у многих удивление: людям, далеким от биологии, нередко кажется, что эти животные обитают где-то в Африке и Юго-Восточной Азии. Вовсе нет, дикобразы живут и в Закавказье, причем в самых разных условиях – и в лесу, и в степи. В Шахдаге для них вволю места и разнообразной пищи.

Такое переселение животных в дикую природу называется реинтродукцией: зверей выпускают на волю в местах, где исторически обитал их вид, но по каким-то причинам стал исчезать. «Переселенцы» должны хотя бы частично восстановить популяцию, а затем сделать ее устойчивой и увеличить, дав потомство.

Реинтродукция краснокнижных животных в Азербайджане происходит уже несколько лет. Например, существует большая программа в Карабахе, где живая природа очень пострадала за три десятка лет оккупации. Постепенно на освобожденную территорию стали завозить новых обитателей. Например, для восстановления водной экосистемы в реку Хакари в Лачинском районе запустили 32 тысячи мальков сазанов, лососей и золотых пятнистых форелей. А рядом, на суше выпустили на свободу соколов, привезенных из Катара, а также туров и джейранов.

О последних надо сказать отдельно, потому что Азербайджан добился больших успехов в возобновлении популяции этих грациозных газелей. Если в 1960-е годы во всей республике насчитывалось лишь 200 джейранов, то по последним подсчетам их уже более 7000. Самая большая популяция обитает в Ширванском национальном парке: находясь под защитой государства, джейраны так прекрасно размножаются, что уже несколько лет их переселяют в другие исторические ареалы обитания – не только в Карабах, но и в Гобустан, на территорию Абшеронского национального парка и в район озера Аджынохур.

В 2019 году Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана и IDEA привезли в Шахдагский национальный парк первых зубров. Когда-то эти гиганты во множестве водились на территории Азербайджана, но к началу XX века люди полностью истребили их. В первой доставленной партии было 12 животных, полученных из европейских зоопарков; ежегодно к ним добавляли по десять новых. Так продолжится до 2028-го, пока в заповеднике не будет создана стабильная популяция – более 150 голов. Сейчас зубров уже больше 70, они чувствуют себя прекрасно, в стаде рождаются телята. Старшие из них уже взрослые могучие особи.

Новые обитатели Шахдага наверняка привлекут в национальный парк еще больше туристов, как это случилось с зубрами. Далеко не всем везет увидеть редких животных: обычно гид показывает, где может находиться зверь, а группа пытается разглядеть его в бинокли. Но даже если марал или зубр не покажется, недовольных не бывает: это повод приехать в заповедник снова, когда редких животных станет больше.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»