Актуальное искусство: тема нефти

Если традиционная станковая живопись с темой нефти ужилась легко, то у современного искусства отношения с «черным золотом» складываются не так радужно. 

Recycled, Аида Махмудова. 55-я Венецианская биеннале, 2013 год

Нефтяные прибыли инвестируются в развитие инфраструктуры, жилищное строительство, образование и здравоохранение. Контемпорари-арт – одна из тех гуманитарных областей, куда в наши дни текут нефтяные потоки. Именно на нефтяных деньгах выросла Art Dubai, крупнейшая ярмарка современного искусства. Одна за другой в эмирате появлялись новые галереи, арт-резиденции, а в 2006–2007 годах открыли представительства Christie’s и Bonhams.

Вечная рефлексия на тему нефти – главного счастья и проблемы всего региона – роднит азербайджанских художников с их русскими и арабскими коллегами. Однако русские и арабские художники, с удовольствием пожиная плоды нефтяного бума, не спешат поднимать нефтяную тему в своих работах. Страх понятен: тема не очень удобная, а контемпорари-арт плотнее связано с инвестициями и большими деньгами, нежели традиционное искусство.

«Без названия», Афруз Амиги. 55-я Венецианская биеннале, 2013 год

Заговор молчания, возникший вокруг темы «нефть и искусство», нарушила 55-я Венецианская биеннале современного искусства. Саудовская Аравия посвятила «черному золоту» национальный павильон. Бакинский центр и арт-фонд YARAT представили специальный проект Love Me / Love Me Not («Любит / не любит: выставка современного искусства Азербайджана и его соседей»). Художники из Азербайджана, Ирана, Турции, России и Грузии никогда прежде не выставлялись вместе и не высказывались на объединяющие регион темы.

Нефть стала одной из сюжетообразующих линий экспозиции. Инсталляция Махмуда Бакши называется «Мать нации». Из резиновой соски на блестящую металлическую поверхность выплескивается коричневая жидкость, ее резкий запах смущает посетителей. «Нефть питает нас, но и создает неудобства и проблемы», – сообщал таким образом художник. В центре павильона располагалась инсталляция иранской художницы Афруз Амиги. Зависшее в воздухе тончайшее кружевное полотно отражалось в растекшейся по полу гладкой черной поверхности, похожей на заполненный нефтью бассейн. В тонком орнаменте зритель обнаруживал старинный персидский узор: нефть изменила историю, но сохранила традицию.

«Мать нации», Махмуд Бакши. 55-я Венецианская биеннале, 2013 год

Инсталляция художницы и основательницы фонда YARAT Аиды Махмудовой подхватывала начатую иранкой ностальгическую тему. Зеркальные фрагменты образовывали на полу причудливый растительный орнамент. Слегка приподнятые над поверхностью, они отбрасывали едва уловимую тень. Когда-то эта стеклянная плоскость служила окном старого бакинского дома. Дом исчез, но кусочки стекла сохранили память о месте, которому некогда принадлежали. Узор растекался по залу, закручивался в узелки и был похож на абстрактный орнамент, что рисуют капли нефти на поверхности моря. Реплика этой работы нынче стоит на бульваре Нефтяников: блестящий узор отражает пробегающие по небу облака. 

Art Dubai, 2014 год. Фото: Yarat
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»