Азербайджанские ковры выставили в Национальном музее Черногории
Ковер «Агаджлы». Тебриз. Середина XIX века

Какая связь между ковром и окружающей средой? Об этом узнали посетители галереи современного искусства «Миодраг (Дадо) Джурич» Национального музея Черногории: здесь прошла выставка под названием «Азербайджанский ковер: диалог с природой».

Азербайджанский национальный музей ковра привез в город Цетине 24 экспоната из своего богатого собрания, образцы главных ковродельческих регионов страны – Ширвана, Губы, Газаха, Карабаха и Тебриза – с XVIII века до наших дней. На вернисаже гостей приветствовали министр культуры и СМИ Республики Черногория Тамара Вуйович, директор Национального музея Черногории Якша Чаласан, директор Азербайджанского национального музея ковра Амина Меликова и главный хранитель музея Мира Мамедханова. Выставка была посвящена 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (COP29), которая пройдет в Баку в ноябре. На первый взгляд связь неочевидна, однако ее раскрыла в своем выступлении директор Амина Меликова: «Мы показываем ценителям искусства наши ковровые узоры, их элементы, отображающие миролюбие, жизнелюбие, доброжелательность нашего народа, который никогда не отрывал себя от природы, был связан с родным домом, любил и ценил землю, на которой родился и рос».

Ковер «Мечта Саттара». Автор – Эльдар Микаилзаде. Азербайджан. 2013

Азербайджанский ковер ведет свою историю от циновки, плетенной из камыша. Ремесло, ставшее визитной карточкой страны, зародилось еще в бронзовом веке – в III тысячелетии до н. э. За долгую историю ковер вобрал в себя все многоцветье природы Азербайджана: рубиновые краски граната, медь шафрана, лиловые оттенки винограда, золото плодов айвы, зелень лесов, синеву неба, белизну снежных вершин. А традиционные зооморфные и растительные орнаменты превратились в язык символов, код национальной культуры.

Многие из этих символов были подробно расшифрованы на выставке в Черногории. Например, один из самых распространенных мотивов – дерево (такой узор называется «гяба агадж»). На тебризском ворсовом ковре «Агаджлы» (середина XIX века) изображено древо рая, жизни, познания, разума. Также «гяба агадж» символизирует бессмертие: ведь дерево соединяет подземный мир и небеса, где течет вечная жизнь. На его ветвях часто изображают павлина с распущенным хвостом («товуз гушу») – это аллегория изобилия, благополучия и достатка. Ковер «Алпан» демонстрирует мастерство ткачей губа-ширванской школы рубежа XIX–XX веков: вытканные на нем розы символизируют богатство природы. А на ворсовом «Шихлы» из Газаха (начало ХХ века) цветет райский сад.

Экспозиция показала, как разные виды ковра использовали в быту в разных регионах Азербайджана. Особенно универсальными были безворсовые. Вот переметная сума хейбя из Ширвана начала XX века: сотканная из смеси шерсти и хлопка, она состоит из двух частей и покрыта гармоничным сочетанием геометрического и растительного орнамента. А вот мафраш, ковровое изделие, в котором родители невесты отправляли в дом жениха приданое – постельные принадлежности, покрывала и одежду. Образец, представленный на выставке, соткан в Баку в конце XIX века и украшен узорами из мифических птиц и растений на темно-красном и голубом фоне. Мафраш крепили на спине лошади, мула или верблюда с помощью широкой ковровой веревки – оркана, а сверху накрывали еще одним ковриком с простыми вертикальными полосами – джеджимом, его тоже привезли на выставку. На шерстяных поверхностях старинных чулов – попон, защищавших от холода лошадей, верблюдов и быков, – из Ширвана и Карабаха конца XIX века выстроились в ряд фигурки зверей, в том числе драконов, символизирующих благополучие. А так называемые лямагабагы, сетки с ковровой верхней частью, можно было встретить в Азербайджане еще в начале XX века: они служили перегородкой в палатке скотовода или земледельца.

Историческую часть экспозиции дополнили современные образцы, демонстрирующие преемственность традиции. Среди них безворсовый «Гранат», созданный в 2021 году в отделе традиционных технологий Музея ковра по древней ширванской технологии: его узор составляют, разумеется, гранаты – символ долголетия. Мастер Кямиль Алиев в 1985 году населил свой золотистый ковер «Птицы» соловьями – символом любви. Народный художник Азербайджана Эльдар Микаилзаде посвятил свою работу «Мечта Саттара» (2013) выдающемуся художнику Саттару Бахлулзаде и поместил на своем ковре портрет его матери на фоне пейзажа.

И конечно, такая выставка не могла обойтись без произведений основателя Национального музея ковра, выдающегося деятеля культуры Азербайджана, ученого, ковроткача, автора фундаментального трехтомного издания «Азербайджанский ковер» Лятифа Керимова. В Черногорию приехала его знаменитая работа «Песнь веков», населенная тысячами животных и птиц.

separator-icon
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»