Художник Ага Усейнов сделал эмблему для биеннале
Работа Cartography Without Cartographers IV, ставшая эмблемой Биеннале. Фото: Ага Усейнов

Работа азербайджанского художника Аги Усейнова стала эмблемой Бухарестской биеннале современного искусства – события, которое предлагает собственную провокационную выставочную концепцию и новое отношение к понятию «экспозиция».

Восьмая Бухарестская биеннале проходит под лозунгом «Отредактируй свое будущее». Кураторы, знаменитая турчанка Берал Мадра и румынский арт-теоретик Рэзван Ион, придумали форум, который должен кардинально отличаться от прочих художественных биеннале. Прежде всего он позиционируется как антикоммерческий: подразумевается, что современное искусство превратилось в индустрию, которая тесно связана с экономикой и бизнесом. Бухарестская биеннале, родившаяся на интеллектуальной платформе румынского журнала «Павильон», изначально задумывалась как оппозиционная и дистанцированная от коммерциализации мирового арт-рынка.

Поясняя заглавную тему Биеннале, устроители говорят о большой социальной проблеме: какую позицию должен занять современный художник в эпоху так называемой постправды, когда все вокруг – политика, социальные сети, СМИ, реклама – фабрикуют смыслы и имитируют события, манипулируя общественным мнением и разгоняя информационные волны. «Отбросив экономико-туристические выгоды, мы должны сосредоточиться на провокационном значении понятия «экспозиция» и посредством художественного жеста спровоцировать участие пассивной общественности в активной дискуссии», – написали кураторы BB на главной странице сайта Биеннале.

Помимо очевидного минимализма основной программы – всего одна галерея, один независимый художественный центр, один музей и одна дискуссионная площадка, – предполагается глобальная интервенция современного искусства в жизнь города. Каждому художнику предложено представить свой проект в черно-белом изображении: работы были распечатаны как политические листовки и сопровождены творческим кредо автора, на манер предвыборной агитации. Эти черно-белые плакаты бесплатно распространялись в городе. Своей нарочито «бедной» эстетикой они радикально выделялись среди того рекламного сора, который обычно суют в руки прохожим. «Возьмите эти листовки, оцените их содержание, и у вас появится возможность изменить ваше будущее!» – с таким посланием обратились кураторы к жителям Бухареста.

Живущий в Нью-Йорке бакинец Ага Усейнов – единственный представитель и Азербайджана, и США в Бухаресте. Ага – художник, для которого очень важна рукотворность. Его скульптуры, инсталляции и коллажи пронизаны ностальгией по тому далекому времени, когда художник был одновременно инженером. «Механика» – ключевое слово для понимания того, что Усейнов делает в искусстве. Его экспозиции напоминают ренессансные кабинеты курьезов, наполненные диковинными механизмами, картами, чертежами и подвижными образами. Но поскольку Бухарестская биеннале побуждает художников воспитывать в себе минимализм, Усейнов выставил единственный объект – воздушного змея.

«Воздушный змей – идеальное воплощение того, что меня занимает, – рассказывает Ага. – Это и первый летательный аппарат, и механический курьез, и пространство для наглядной агитации. Не все помнят, что в Первую мировую войну змеев раскрашивали для устрашения противника и вели с их помощью идеологическую войну. Змеев регулярно использовали в 1920–1930-е годы в рекламных целях. Так что это вовсе не безобидная игрушка».

Поверхность своего змея художник превратил в яркий визуальный месседж. «Змей – хрупкая субстанция, для меня это тоже важно: мы живем в эпоху неустойчивости. Это такой вечный небесный мигрант, судьба которого зависит от ветра, – очень тонкая метафора».

Есть такой ежегодный отчет – World Happiness Report, всемирный доклад о счастье. Эксперты рассчитывают индекс счастья в разных странах, используя разные показатели: экономический, географический, медицинский, частота перемещений, роль искусства. Идею этого индекса Ага использовал, когда создавал для Бухареста плакат в черно-белых тонах – объект, который должен разлететься по городу и заставить горожан задуматься о будущем. Эта работа Усейнова стала эмблемой Бухарестской биеннале. С заглавным вопросом, который Ага позаимствовал у Джотто, героя пазолиниевского фильма «Декамерон» 1971 года: «Зачем создавать произведение искусства, если мечтать о нем такое наслаждение?»

World Happiness Report II (воздушный змей). Фото: Ага Усейнов
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»