Берлинская галерея «Баку–Берлин» с самого начала работает с идеей сравнения и сопряжения разновеликих культур.Вот и очередная выставка про это: одно кураторское пространство делят четыре азербайджанских и четыре монгольских художника.
Все они очень разные. Сюрреалистические полотна Эльдара Бабазаде выдают его сильное увлечение венским модерном вообще и Климтом в частности. Наиля Султан – мастер миниатюр, «маленьких и очень маленьких работ», как не без изящества формулирует пресс-релиз выставки, и вдохновляется, очевидно, в первую очередь персидскими миниатюрами (хотя цвета у нее совершенно гогеновские).
Елена Хагвердиева увлечена цветочными орнаментами, а ее героини тонут в фантазийных шелках и туманах. Наконец, Эльчин Велиев, самый молодой участник выставки, заново переосмысляет искусство азербайджанских ковров.
Не менее интересны и участники из Монголии. Долгор Сэр-Од – мастер филигранных декоративных панно, сочетающих модерн и книжную графику с монгольскими мотивами. Ганхуяг Лхамсурен, очень известный монгольский художник, представлен абстрактными скульптурами, в которых люди и животные гармонично сосуществуют друг с другом.
Цветистыми волшебными пейзажами Бадама Дашдондога можно иллюстрировать сказки. Работы же Дулгуун Батарсух кажутся самыми сложными и одновременно самыми детскими и наивными: смешанная техника (традиционные монгольские куклы, инсталляции, текстиль) рождает на свет удивительных трогательных существ.
Азербайджан и Монголия кажутся очень далекими друг от друга странами, в том числе в культурном плане. Но эта выставка выявляет неожиданные параллели: некоторые работы вполне могли бы появиться и в Монголии, и в Азербайджане, а художникам явно есть о чем поговорить. Если не о красотах своей земли, то о том, какие из европейских мастеров на них повлияли больше всего – и к чему в конце концов это привело.