Искусство Азербайджана на Tbilisi Art Fair
Покажи мне искусство. Рашад Алакбаров

В столице Грузии прошла третья ярмарка современного искусства Tbilisi Art Fair 2022. Азербайджан был представлен экспозицией бакинской QGallery и проектами независимых художников и кураторов.

Tbilisi Art Fair – совсем молодой арт-форум, впервые его провели в 2018 году как смотр художественных достижений Восточной и Южной Европы. После второй ярмарки, прошедшей в 2019-м, грянул коронавирус. Третья два раза переносилась – сначала в 2020-м, затем на 2021-й – и наконец состоялась в сентябре 2022-го.

За минувшие три года кардинально изменилась ситуация не только на арт-сцене, но и в мире, тем не менее организаторы объявили об участии в экспозиции галерей из 20 стран. Устроители позиционируют Tbilisi Art Fair как мероприятие, фокусирующееся в основном на искусстве из региона, «ограниченного Черным, Каспийским и Балтийским морями», и недооцененное другими форумами. 

Непонятная вечеринка. Джамиль Гусейнов.

По уже сложившейся традиции ярмарка состоит из двух разделов, занимающих территорию ExpoGeorgia и городские пространства. В первом, Galleries, представлены известные галереи Грузии и иностранные гости. Вторая часть – «Улей» – названа в память о легендарной парижской арт-коммуне начала XX века, откуда вышли Марк Шагал, Амедео Модильяни, Фернан Леже. В этом разделе экспонируются соло-проекты молодых авторов, отобранные международными экспертами.

Бакинская QGallery Baku участвует в Tbilisi Art Fair уже второй раз. В 2019-м галерея представила азербайджанское искусство советского времени. В 2022-м привезла работы современных азербайджанских художников.

Бузовна. Бутунай Хагвердиев.

Экспозиция QGallery Baku выглядит не случайной подборкой актуальных авторов, что предполагает ярмарочный формат, а цельной, продуманной экспозицией. Рашад Алакбаров, чьи работы никак нельзя назвать недооцененными, выступает в качестве хедлайнера проекта, его теневые инсталляции задают происходящему сюжет и смысл. Фирменный прием художника – преломляя лучи света, абстрактные скульптуры отражаются на стенах в виде четких сюжетов и внятных посланий. Show Me Art («Покажи мне искусство») – провоцирует зрителей Алакбаров. Художник отправляет посетителя в интеллектуальное путешествие. Для этого тот должен принять условия игры и довериться автору – шагнуть в сконструированное пространство квеста. Повсюду раскиданы слова-подсказки – это и есть та смыслообразующая нить, которую художник исподтишка протягивает зрителю. All That Glitters is Not Gold («Не все то золото, что блестит»), Hurry Slowly («Торопись неспешно») – директивы Рашада относятся не только к восприятию искусства, но и к отношению к жизни в целом. 

Прогулка. Мирали Сеидов.

Откликом на призывы Алакбарова выглядит «абшеронская серия» Бутуная Хагвердиева (в Баку его полотна экспонировались под общим названием «Ветры Абшерона»). Если где и происходит замедление, то в пространстве этих холстов, где любое движение – будь то траектория автомобиля или колыхание старой кровли – выглядит преломленным через призму сна. В ностальгических по своей сути сюжетах явлен руинированный мир абшеронских пляжей, пришедший из детских воспоминаний, – сейчас эти пейзажи выглядят иначе. Созданные художником в период пандемии, они лишь намекают на присутствие человека – люди прячутся в скорлупках машин, скрываются под навесами пляжных времянок, теряются в лестничных пролетах. Работы Бутуная наполнены светом и тревогой – беспокойство приходит от ощущения заброшенности и самодостаточности мира, в котором человеку отводится вспомогательное место. Приморские пейзажи, лишенные суеты, выглядят при этом очень динамичными – их наполняют ветер, шум волн, скрип деревянных конструкций, трепетание навесов; оставленные людьми, они живут своей жизнью.

Продолжает модную ныне тему постапокалиптического будущего Джамиль Гусейнов. Его работы, выполненные в классической технике итальянской школы, отсылают зрителя к сюрреалистической традиции, где стерты границы между пространством сна и реальностью. Антропоморфные тела становятся частью пустынного пейзажа или внедряются в композицию натюрморта, человеконасекомые напоминают персонажей Босха, стройное равновесие композиции разрушается персонажами поп-культуры. Гусейнова можно было бы сравнить с Рене Магриттом или Полем Дельво – с той лишь разницей, что, в отличие от классиков сюрреализма, на голубом глазу погружавшихся в сновидческие кошмары, в постапокалиптических полотнах азербайджанского художника присутствует элемент постмодернистской иронии.

Скульптура Мирали Сеидова «Прогулка» (Walking) – тоже своеобразный привет ХХ веку, на сей раз основоположнику дадаизма Марселю Дюшану с его концепцией реди-мейда. Из отслуживших предметов и готовых промышленных форм Сеидов собирает новый механизм, готовый к испытаниям и странствиям. В его арт-объекте совмещены разные по смыслу элементы и материалы: старое кресло, плоскогубцы, фрагмент уличного фонаря. Таким образом, художник в игровой форме разрушает границу между искусством и жизнью. Одновременно в работе Мирали чувствуется увлечение эстетикой стимпанка, пронизанного ностальгией по веку аналоговых технологий и одушевленных предметов.

Полет. Элияр Алимирзоев.

С ретрофутуризмом связана работа Элияра Алимирзоева «Полет» – человек-планер, тело, ставшее частью летательного аппарата, напоминание о времени, когда люди мечтали уподобиться птицам, а Икар был примером для подражания, не просто персонажем греческой мифологии.

К стилистике поп-арта внезапно обращается азербайджанский художник Кянан Алиев, создавший композицию Gagashes («гагаш» на сленге – братан, братишка). Зрителя радостно встречают три полиэстровых гагаша – красный, желтый и черный: мужские фигуры в полный рост, поза «руки в брюки», в характерной кепочке и остроносых ботинках. Ставшие уже фольклорными персонажи бакинских улиц – уходящая на глазах натура. В работе чувствуется одновременно ирония и грусть: если реальные гагаши стали частью прошлого, значит, это то прошлое, которое надо увековечить – вернуть городу его исконных жителей, пусть и в виде пластиковых фигур.

Помимо экспозиции QGallery в основном разделе тбилисской ярмарки участвовал кураторский проект Сабины Шихлинской (Азербайджан) и Кетеван Кордзакии (Грузия), которые представили фотодокументацию инсталляций и перформансов, созданных в 2003 году художниками из нескольких стран на острове Бёюк-Зиря.

В секции «Улей» при поддержке арт-платформы Ta(r)dino 6 участвовали азербайджанские художницы Зарнишан Юсиф и Тора Агабекова. Зарнишан привезла в Тбилиси серию работ в коллажной технике Mail to You – композиции составлены из старинных открыток, фрагментов писем, фотографий, лоскутов ажурных тканей, прикрепленных к холсту или используемых в качестве трафаретов. Проект Торы Агабековой «Тонкая линия» представляет собой длящуюся во времени серию небольших картин и скульптур из глины. Художница выбрала технику масляной живописи, чтобы передать яркость момента, и самосохнущую глину – материал, в котором произведение выглядит хрупким и незаконченным. Со свойственной ей иронией Тора интерпретирует мифологические сюжеты и их восприятие в современном контексте.

Гагаши. Кянан Алиев.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»