Работы Альфонса Мухи выставлены в Центре Гейдара Алиева
Лейла Алиева и Джон Муха, внук художника.

В Баку открылась большая выставка ярчайшего представителя стиля ар-нуво чешского художника Альфонса Мухи– «Альфонс Муха: в поисках красоты». 

Альфонс Муха изначально прославился благодаря своим афишам к спектаклям Сары Бернар. В 1890-х годах талантливый живописец жил в Париже, делил мастерскую с Ван Гогом и зарабатывал на жизнь, рисуя рекламные постеры, календари, ресторанные меню и книжные иллюстрации. Ему заказали сделать афишу для театра «Ренессанс» – и он создал не просто плакат, анонсирующий пьесу «Жисмонда», а произведение искусства, которое в один миг сделало его чуть ли не самым популярным художником в Париже того времени.

Но называть Альфонса Муху исключительно мастером плаката все же неверно. Живописец-монументалист (некоторые его поздние полотна достигают размера 6 х 8 метров), иллюстратор, фотограф, автор ювелирных произведений, один из первых графических дизайнеров, многогранный Муха – знаковая фигура модерна. Его новаторский самобытный стиль одно время даже отождествляли с ар-нуво в целом. Во многом это было оправдано тем, что именно в работах Альфонса Мухи модерн получил свое абсолютное воплощение. Все характерные черты ар-нуво – естественные природные изгибы, изысканные формы, восточные мотивы, цветочные узоры, чувственные женские фигуры, вписанные в орнаменты из символов и арабесок, – нашли свое отражение в плакатах, афишах и даже этикетках по эскизам Альфонса Мухи.

Фото: Фахрия Мамедова

Потомки художника бережно хранят наследие великого предка. Фонд Альфонса Мухи, который возглавляет его внук Джон Муха, владеет самой большой коллекцией произведений мастера: в ней около трех тысяч художественных работ, а также уникальные документы, например письма Сары Бернар, Тулуз-Лотрека, и около четырех тысяч фотографий (Альфонс Муха начал фотографировать в 1880 году и продолжал до конца жизни, до 1939 года).

Выставка «Альфонс Муха: в поисках красоты» – крупнейший проект фонда, главная цель работы которого, по словам Джона Мухи, «защитить и сделать доступным весь диапазон творчества Альфонса». Экспозиция уже объездила полмира и теперь благодаря поддержке Фонда Гейдара Алиева и при непосредственном участии вице-президента Фонда Лейлы Алиевой представлена в Баку. На церемонии открытия Джон Муха и куратор экспозиции Томоко Сато публично поблагодарили Лейлу Алиеву за помощь в реализации проекта и бережное отношение к работам художника. «В октябре прошлого года я впервые побывала в вашем прекрасном городе, – сказала Томоко Сато. – Я опознала в архитектурных шедеврах Баку те геометрические элементы и линии, которые воспроизводил в своих работах Альфонс Муха. В его произведениях есть мотивы, отсылающие зрителя к азербайджанской культурной традиции, поскольку она родилась на пересечении Востока и Запада. И эта выставка – новая форма диалога культур».

Фото: Фахрия Мамедова

Наследник Альфонса Мухи провел несколько дней в Азербайджане вместе с женой, сыном Маркосом, невесткой и двумя внуками. Маркос Муха даже опробовал горнолыжные трассы в Шахдаге. Впечатлениями он поделился в неофициальном разговоре с корреспондентом журнала «Баку»: «Мы провели четыре дня на горнолыжном курорте, и это было прекрасно, отличные трассы, просто восторг. Мне вообще понравилось в Азербайджане, здесь очень доброжелательные люди, очень красиво вокруг и очень вкусно». 

Джон Муха сказал, что счастлив представить работы деда в уникальном здании Центра Гейдара Алиева. «Представленная экспозиция является очередным мостом культуры между нашими странами, служит добру и созиданию», – отметил он.

Выставка Альфонса Мухи в Центре Гейдара Алиева – это 80 работ мастера, в основном последнего «славянского» и самого насыщенного парижского периодов. Знаменитые афиши к спектаклям с Сарой Бернар – «Жисмонда», «Самаритянка», «Гамлет» и другим, календари, украшения, эскизы, наброски, графика и фотографии – творения Мухи в выставочном пространстве представлены так, чтобы максимально раскрыть все грани гения художника. Основные работы – афиши конца XIX – начала XX века – на темных стенах с яркой точечной подсветкой смотрятся более чем современно, будто билборды в ночном городе века нынешнего.

Фотография жены художника Марии Хитиловой в национальном азербайджанском платке кялагаи. Фото: Mucha Trust

Особое место на выставке занимает фотография жены художника – Марии Хитиловой, или, как называл ее Альфонс, Марушки: по этой работе художник написал одну из своих монументальных картин серии «Славянская эпопея» – «Женщина в степи». Более всего любопытно, что на фото Марушка в национальном азербайджанском платке – кялагаи. До сих пор остается загадкой, откуда в семье Альфонса Мухи появился этот предмет, но, как заметил Джон Муха, «этот факт является своеобразной связью между творчеством чешского художника и азербайджанским национальным женским головным убором из шелка – кялагаи».

Экспозицию чешского классика ар-нуво гармонично дополнили факты биографии художника и его высказывания. Одно из них можно смело назвать девизом жизни и творчества мастера: «Миссия художника – пробуждать в людях любовь к гармонии и красоте».

separator-icon

Василий Церетели

исполнительный директор Московского музея современного искусства (MMOMA)

«Центр Гейдара Алиева стоит на одном уровне с мировыми выставочными центрами, такими как музей Гуггенхейма, например. Само здание имеет важное значение не только для Азербайджана – оно часть мирового контекста. И то, что одно из последних творений Захи Хадид появилось именно здесь, в Баку, говорит о культурном менталитете руководства страны, о его перспективном мышлении. Центр Гейдара Алиева в том числе обеспечил узнаваемость Азербайджана в мире искусства. То есть сюда теперь едут не только чтобы ознакомиться с прекрасной традиционной культурой, музыкой, едой, но и посмотреть здание центра и его постоянные и передвижные выставки. Этот музей – определенно современный объект притяжения.

А выставка «Альфонс Муха: в поисках красоты» – уникальная. Представлена целая эпоха! Многие хотят ее заполучить, я знаю, что Япония стоит в очереди. Я посмотрел выставку в Баку и могу отметить, как потрясающе сделана экспозиция, как все повешено, освещено… Это высший пилотаж».

Алексей Новоселов

заместитель директора MMOMA

«Я второй раз в Баку, и, к сожалению, оба раза довольно коротко. Но и первого раза было достаточно, чтобы понять, как развивается современное искусство в городе и стране. Тогда я приехал по приглашению Gogova Foundation как эксперт и выбирал молодых художников для работы в их бакинской резиденции. Меня поразило, насколько город современный в целом, какое здесь правильное, гармоничное сочетание культурного наследия и современности. Если о фонде и Центре Гейдара Алиева в Москве довольно хорошо знают и представляют их музейно-художественную деятельность, то мне бы хотелось отметить такие институции, как Центр современного искусства YARAT и галерею Gazelli Art House. Впечатлило, что здесь распространен именно музейный подход к экспозиции современного искусства, то есть не галерейного формата работа с экспонатами.

Мне немного знакома художественная школа Азербайджана в основном через молодых художников. Наш музей является одним из инициаторов и организатором Биеннале молодого искусства, мы получали большое количество заявок от молодых азербайджанских художников. И я вижу, как прогрессивно работает молодое искусство, тенденция не затухает и продолжает развиваться».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»