В Баку состоялся фестиваль имени Узеира Гаджибейли
Камерный оркестр имени Кара Караева в Азербайджанской государственной филармонии. Дирижер – Даррелл Анг

XV Международный музыкальный фестиваль имени Узеира Гаджибейли прошел в Шуше, Баку, Гяндже и Шамкире.

Фестиваль, традиционно стартующий в День национальной музыки (он же день рождения композитора Узеира Гаджибейли), в этом году начался с двух больших событий. В музыкальной столице Азербайджана – Шуше – после долгого перерыва показали полную версию оперы Гаджибейли «Лейли и Меджнун»: легендарная история любви в исполнении артистов Азербайджанского театра оперы и балета прозвучала трогательно и свежо. Второе же событие случилось в Баку: на сцене Дворца Гейдара Алиева состоялась премьера балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Незадолго до этого вечера композитору могло бы исполниться 90 лет, но он покинул этот мир четыре года назад.

Меликов долго мечтал о новой постановке своего балета в родном городе, но «Легенда о любви», кочуя по всему миру, на десятки лет исчезла из азербайджанской столицы. Причина была в сложности и масштабности зрелища: труппы физически не хватало для действа, созданного воображением Арифа Меликова и хореографа Юрия Григоровича. В этом году Фонд Гейдара Алиева помог объединить силы оперного театра, Азербайджанского государственного ансамбля танца, Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли, и «Легенда о любви» вернулась в Баку во всей своей силе и славе.

Другие многочисленные события Международного музыкального фестиваля прошли в театрах и концертных залах по всему Баку, периодически выплескиваясь на улицы и площади концертами опен-эйр и даже ныряя под землю: в день рождения Гаджибейли фрагменты из 11 его произведений транслировали в столичном метро, а на четырех центральных станциях музыканты играли вживую. Одной из главных площадок фестиваля стала Азербайджанская государственная филармония. Камерный оркестр имени Кара Караева, ведомый Фахреддином Керимовым, предложил нетривиальную программу, в которой Мендельсон беседовал о вечности с Гаджибейли, а Бенджамин Бриттен спорил с Игорем Стравинским о сущности греческого бога Аполлона (слегка самодовольный «Юный Аполлон» Бриттена соседствовал с экспансивным «Аполлоном Мусагетом» Стравинского). Через несколько дней этот же оркестр, за пульт которого встал дирижер из Сингапура Даррелл Анг, представил контрастную программу из работ Кара Караева, Моцарта и Чайковского. Оркестр Нахчыванской филармонии с дирижером Орханом Гашимовым искал новые краски в хорошо знакомых сочинениях азербай¬джанских классиков (не был забыт ни именинник, ни Кара Караев, ни Фикрет Амиров). И конечно, церемония закрытия фестиваля тоже прошла в филармонии: Государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли под руководством немецкого дирижера Валентина Эгеля необыкновенно ярко исполнил Тройной концерт Бетховена, а также сочинения Клода Дебюсси и Фараджа Караева, найдя для них свежие интонации. Солистами были скрипачка Хлоя Киффер и виолончелист Анри Демаркетт (Франция), пианист Александр Мутузкин (США).

Сцена из балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Фото: Фонд Гейдара Алиева

Собирал меломанов и Центр мугама. Именно там выступал струнный квартет Quatuor Diotima – коллектив с мировой известностью, созданный выпускниками Парижской консерватории в конце прошлого века. Дьёрдь Лигети, Леош Яначек и Людвиг ван Бетховен – таков был выбор французских мэтров. Там же дал концерт оркестр Cadenza – азербайджанские музыканты, увлеченные современной музыкой: в их исполнении прозвучали сочинения Рахили Гасановой, Антона фон Веберна, Аяза Гамбарли и Тюркяра Гасымзаде. На другом своем выступлении, в Музыкальном театре, Cadenza переосмыслил музыку Бетховена.

Все фестивальные дни был заполнен Зал камерной и органной музыки, сочинения современных азербайджанских авторов представляли в Союзе композиторов. В Азербайджанском техническом университете дал концерт камерный оркестр Университета «Хазар» (за пультом – Орхан Гашимов), а в Университете АДА – Бакинский камерный оркестр, ведомый Мустафой Мехмандаровым. На сцене оперной студии при Бакинской музыкальной академии звездная команда артистов Азербайджанского театра оперы и балета азартно сыграла оперетту Узеира Гаджибейли «Аршин мал алан»: на сцену вышли Гульяз Мамедова, Джахангир Гурбанов, Гюлистан Алиева и Сабина Вахабзаде.

Гянджа и Шамкир также получили свою долю фестивальных событий – небольших, но художественно значимых. В Немецкой лютеранской церкви в Шамкире прошел концерт органного класса Бакинской музыкальной академии: Нигяр Мамедова, Айдын Алигейдар и Фидан Рашидова исполнили хоралы Баха и сочинения азербайджанских композиторов, переложенные для органа. А в Гяндже оркестр народных инструментов Гянджинской государственной филармонии (солировали пять ханенде, исполнители на таре и балабане) порадовали публику сочинениями Узеира Гаджибейли, Гамбара Гусейнли, Кара Караева, Фикрета Амирова, Саида Рустамова и других любимых народом азербайджанских классиков.

Кроме многочисленных концертов в программу фестиваля вошли мастер-классы, научная конференция в Союзе композиторов, посвященная дружбе и сотрудничеству Узеира Гаджибейли и Муслима Магомаева, выставка графических работ Эльтурана Авалова в филармонии (художник часто рисует музыку, особенно им любимы сочинения Узеира Гаджибейли). Были даже специальные сессии караоке, на которых каждый мог попробовать себя в исполнении сочинений азербайджанских классиков и народных песен. XV Международный фестиваль имени Узеира Гаджибейли прошел весело, с необходимым уважением к музыкальным шедеврам, но без чопорности, лишний раз доказав, что музыка – и классическая, и народная – была и остается частью жизни всех азербайджанцев.

separator-icon
Выступление Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли под руководством немецкого дирижера Валентина Эгеля на закрытии фестиваля
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»