В Лондоне состоялась выставка азербайджанских художников
Девушка с мотоциклом. 1976

В лондонской галерее Gazelli Art House прошла выставка Ашрафа Мурада и Фархада Халилова The New Verge. Впервые работы двух крупнейших азербайджанских современных художников были представлены в совместном проекте.

«Новая грань» – так переводится название выставки. Для творчества двух художников, если уж применять к нему расхожий эпитет «многогранное», эта грань действительно новая. Халилов и Мурад – художники абсолютно разные. Первый – полуабстракционист, яркий представитель «абшеронской школы», мастер колорита; второй – фигуративист, мрачный, страстный даже в пейзажах и натюрмортах. Разительно контрастны и их судьбы: Халилов – признанный мастер, народный художник Азербайджана, глава национального Союза художников; Мурад прожил недолгую жизнь, полную драм, и умер, не получив широкой известности. И все же на выставке их картины вступили в сложный, глубокий диалог, открывая ту самую новую грань, которая не могла бы высветиться, не встреться эти два живописца в едином пространстве.

Отец и сын. 1973

Ашраф Мурад родился в 1925 году, учился в Азербайджанском художественном училище в Баку, затем окончил Академию художеств в Ленинграде. Был модником, любил полузапрещенный джаз, получал госзаказы на большие картины. Его жизнь, казалось, была сплошным праздником: карьера шла по нарастающей, он стал своим в кругу официальных, «союзовских» художников, получал хорошие гонорары. У него первого в советском Баку появилась невиданная машина – «мерседес», на которой он с ветерком катал друзей. Его любила власть, любили коллеги, любили девушки; впереди, казалось, только лучезарные перспективы... Однако в конце 1960-х случилась беда, полностью перевернувшая его мир и творчество.

Натюрморт с дыней. 1970-е

Поздно вечером Мурад шел по городу в подвыпившей компании. Их остановил милицейский патруль. Мурад громко возмущался, полез в драку, его страшно избили. Травмы головы были настолько серьезными, что после обычной больницы его перевели в психиатрическую. Оттуда он вышел другим человеком и совершенно другим художником.

Ему словно открылся какой-то иной мир. С заказными работами было покончено навсегда. На место им пришли полотна неслыханные: тревожные, страстные, наполненные неуемным стремлением дойти до самой сути живописи, разъять натуру на базовые составляющие, проникнуть в суть вещей. То, что до Мурада делали авангардисты, и то, что позже назовут «суровым стилем», сошлось в его картинах, как солнечные лучи в линзе. Большие поля одного цвета, одним контуром намеченные фигуры, круто замешанные краски стали его новой стихией. Портреты и многофигурные композиции – «Девушки с мотоциклом», «Спортсменка на пляже», «Отец и сын» – тяготеют к примитивизму: люди словно деревянные куклы; резкие контрасты черного, желтого и красного. Смутное ощущение тревоги, которое рождают в общем-то бытовые сюжеты, сложно объяснить, но невозможно не чувствовать. Редко кому в азербайджанской живописи удавалось таким малым усилием выразить столько эмоций.

Спортсмены на пляже. 1974

Мурад умер в 50 с небольшим; домом ему была крошечная мастерская на задворках Баку. При жизни у него не было ни одной персональной выставки, однако бакинская (и не только) интеллигенция знала и ценила его. По словам писателя Юрия Домбровского, «талант от гения отличает один градус: при температуре 99 градусов вода только горячая, а при 100 градусах она кипит. Вот этот единственный градус Ашраф преодолел легко и свободно. Я верю: мировое признание обязательно найдет Ашрафа Мурада».

Из серии «Узоры Земли». 2019

Гораздо более радостный жизненный путь выпал Фархаду Халилову. Он на 21 год моложе своего визави. Первый показ его картин состоялся в 1973-м в редакции московского журнала «Юность», когда Фархад муаллим был еще студентом, и уже тогда его приметили искусствоведы. Молодой художник быстро стал своим и в кругах московского андерграунда, где с пеной у рта обсуждали «запрещенные» темы авангарда и западного современного искусства. Так он научился ориентироваться и во всем спектре мировой культуры. Вернувшись на родину, Халилов направился на Абшерон. Абшерон – не просто жемчужина Азербайджана, именно там и именно тогда собирались передовые художники, позднее названные «абшеронской школой»: вместе творили, дискутировали, проживали общую судьбу. Там, у блистающего моря, Фархад Халилов смог развернуться и окончательно сформироваться как живописец. 

Из серии «Узоры Земли». 2018–2020

Работы Халилова тяготеют к абстракции, и даже удивительно, что советская система приняла и оценила настолько «неудобного» художника. Уже в его ранних холстах – натюрмортах и пейзажах 1970-х – сильно влияние постимпрессионистов, а в крупных работах и циклах, сделанных в XXI веке, роль натуры занимают большие плоскости цвета. И эти плоскости, как ни странно, живут и говорят с нами. На одной из картин в последней серии Халилова Earth Patterns («Узоры Земли»), которая первой встречает зрителей в Gazelli Art House, всего два «персонажа»: кирпично-красный и антрацитово-черный многоугольники на белом фоне. Однако художнику удалось так замешать краски, так нагрузить эти плоскости переливами цветовой массы, что сразу понятно: это не многоугольники, это горы, поднимающиеся перед нами, это действительно голос самой почвы – так говорит с нами земля. На соседней картине из той же серии в черных овалах возникает два столь же абстрактных «персонажа»: один изумрудно-зеленый, а второй воспаленно-красный, и на красном три свежих шрама, словно когтями полоснули. Как можно заставить кричать краску? Но она кричит о своей боли. А зеленая рядом, прочерченная темными полосами, успокаивает: она уже испытала это на себе, и шрамы зажили, став ее неотъемлемой частью.

В Горадиле. 1966

Фархад Халилов отмечен множеством национальных и международных наград, с 1987 года он возглавляет Союз художников Азербайджана. Но руководящая должность не мешает ему оставаться чутким и плодовитым творцом.

Из серии «Встреча». 1983–2000

В Gazelli Art House произведения Халилова разместились на первом этаже, Мурада – на втором. И когда карантинные меры вынудили галерею закрыть двери для посетителей, выставка продолжила работу онлайн. На сайте галереи появился виртуальный тур по выставке, так что любой человек, в какой бы стране ни находился, мог побродить по экспозиции, не отрываясь от своего компьютера, переходить из зала в зал, «постоять» перед каждым холстом. Пандемия дала толчок новым технологиям – в этом один из ее немногочисленных плюсов.

separator-icon
Из серии «Узоры Земли». 2019
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»