В экспозиции под названием «Сад улыбок» представлено около 20 работ мастера – живопись и скульптурные объекты. Посетив столицу Азербайджана, гость отметил неповторимую красоту архитектуры Баку.
Выставка «Сад улыбок» в Центре Гейдара Алиева – яркое событие для арт-мира. Юэ Миньцзюнь – один из самых популярных и дорогих китайских художников. В своем творчестве он затрагивает актуальные проблемы и исследует, каким может быть отклик на происходящие на планете события.
Название выставки – «Сад улыбок» – художник выбрал сам. Оно является смыслообразующим: попадая в экспозицию монументальных работ автора, зритель будто погружается в волшебный сад чудесных цветов и веселых улыбок. Однако, приглядевшись, можно увидеть, что за цветами и улыбками скрываются печаль и боль.
В Центре Гейдара Алиева представлены работы из двух знаковых серий художника – «Автопортрет» и «Цветы». Именно картины из цикла «Автопортрет» когда-то стали визитной карточкой Юэ Миньцзюня, с ними он обрел всемирную известность.
На первый взгляд – веселые и жизнерадостные лица, но что скрывается за этой беспечной веселостью? Искусствоведы причисляют автора к направлению «циничный реализм», сам же художник с этим не согласен, говорит, что его цель – познать окружающий мир. Но что это за мир, как на него реагировать – вот на какой вопрос пытается ответить автор в своем творчестве.
В этом году биография художника символично закольцевала его дату рождения и возраст: родившийся в 1962-м, недавно Юэ Миньцзюнь отметил 62-й день рождения. В искусство пришел не сразу: до того как поступил в университет, чтобы изучать живопись, работал в нефтедобывающей компании.
Первого успеха пришлось ждать десяток лет, пока картину Юэ не приобрела за полторы тысячи долларов гонконгская галерея. С того момента цена на работы Миньцзюня непрерывно растет, сейчас они стоят миллионы долларов, в разных уголках мира регулярно проводятся выставки.
«Я желал создать свою формулу, – говорит Юэ Миньцзюнь, – которая позволила бы соединить жизнь общества и окружающую среду. Первым шагом стало создание стиля, который точно бы выразил чувства». Начинает художник с того, что знает лучше всего, – с самого себя: убрав моделей и натурщиков, погружается в собственный мир, в свои глубинные реакции, исследуя их и изучая. И выводит героя своих картин – себя с широкой улыбкой.
Во второй масштабной серии – «Цветы», – представленной в Центре Гейдара Алиева, за точку отсчета автор взял пандемию, стартовавшую в Китае, впоследствии охватившую весь земной шар и на два года изменившую ход жизни планеты.
Вот монументальное полотно: на нежно-зеленом фоне лицо – женское ли, мужское ли – на первый взгляд не разобрать из-за заслонившего его ярко-красного, словно зияющая рана, цветка. Казалось бы, цветок во многих культурах и традициях – символ жизни, радости, обновления. Но на картинах Юэ Миньцзюня он предстает скорее вспыхнувшим пожаром, этот цветок заслоняет лицо и мешает разглядеть суть человека.
Художник не боится вступать в диалог и с шедеврами искусства. В частности, в Центре Гейдара Алиева представлено несколько полотен, отсылающих к творчеству Пикассо. Например, оммаж «Герники». Пабло написал ее в мае 1937 года. Это был его ответ на бомбардировку франкистами небольшого испанского города, название которого тут же стало нарицательным, синонимом жестокой, бессмысленной войны. Юэ Миньцзюнь создал два года назад парафраз картины Пикассо как ответ на охватившую мир эпидемию. И конечно же, на его «Гернике» все смеются. А напротив символично расположилось монументальное полотно со зловещим, улыбающимся черепом.
Сдавленная улыбка, смех – в психологии почти всегда реакция на стрессовые ситуации. А в постмодернистской культуре ирония в целом и улыбка в частности выступают мировоззренческой основой. Так что смех у Миньцзюня можно трактовать в зависимости от сюжета. А еще за улыбкой, как за маской или цветком, легко скрыть душу, а значит, суть.
Если идти глубже, в Китае история улыбки весьма длинная. Будда грядущего мирового порядка – Майтрея – изображается с улыбкой и обычно сопровождается подписью, гласящей, что нужно быть оптимистом и смеяться в лицо реальности. Возможно, Юэ Миньцзюнь призывает зрителей сделать так же…
Выставка продлится до 27 октября 2024 года.