Персональная выставка Аиды Махмудовой Liminality в лондонской галерее Gazelli Art House объединила новые работы художницы. Название можно перевести как «переходность», «пороговое состояние», и это качество, кажется, вшито в саму биографию художницы.
Аида Махмудова живет на несколько городов, от Лондона до Баку, и профессионально совмещает несколько ипостасей: она востребованная художница и активно выставляется в Азербайджане и за его пределами, а также успешный руководитель и глава созданной ею в 2011 году организации – Пространства современного искусства YARAT (одной из ведущих арт-площадок страны).
Нынешняя выставка дебютная для Махмудовой в лондонской Gazelli Art House. Первое определение, которое напрашивается для представленных в экспозиции работ, – пейзажи. Но не живописные, а объемные: с вкраплениями гальки, сухой травы или древесных опилок, закрепленных на поверхности холста. Куратором проекта стал Алистер Хикс.
Технику, в которой работает Махмудова, можно было бы назвать ассамбляжем. Но ассамбляж – это разнообразие фактур, композиционное «единство непохожих». Махмудова же, хоть и выбирает разнородные материалы, перемешивает их между собой и стирает различия между ними. Ее работы – объемные картины, рельефы, кажущиеся живыми, но застывшие в пограничном состоянии между двумя мирами, природным и синтетическим, естественным и рукотворным.
Пейзажи Махмудовой можно масштабировать по-разному, в зависимости от того, хочет ли зритель увидеть в них ландшафт, запечатленный с помощью аэрофотосъемки, или крохотный его фрагмент, попавший в макрообъектив. Мелкие трещины и разломы горной поверхности, испещренной, словно нитями, проступающими на свет слоями подземных пород. Синее озеро и блеклые камни по его неровному контуру. Крохотные сухие ветки поверх неровной черноты грунта. Глиняные осколки, образующие серое плато, проступающее поверх разноцветной растительности, расползающейся по холсту.
Выставка являет зрителю образы природы из неприродных материалов: синтетических пигментов, грунта и закрепителей, аутентичных для рукотворных городских ландшафтов. Но любой «химический», «ненатуральный» материал обязан своим существованием элементам природного происхождения – а последние, в свою очередь, тесно вплетены в сеть человеческих отношений, обмена и производства. Пресловутая переходность, liminality Махмудовой – не только в двойственности «природы»: художница создает иллюзию натурального, но вписывает ее в контекст индустриального, «композитного» мира. И это соседство не создает противоречий, но обнажает прием, который поддерживает художественный эффект выставки.
Махмудова как-то поделилась, что, выходя из мастерской, будто попадает в другое измерение, в котором окружающий мир перестает быть реальным. Неудивительно, что художница создает в мастерской новые среды, добиваясь их поразительного сходства с действительным миром, но оставаясь от него на эстетической дистанции. С какой дистанции рассматривать этот мир и эти среды? На каком их измерении сфокусировать внимание? Зритель может решить на выставке сам.