Выставка Аиды Махмудовой в Лондоне
41.2026553, 48.2629696. 2022. Фото: Gazelli Art House

Персональная выставка Аиды Махмудовой Liminality в лондонской галерее Gazelli Art House объединила новые работы художницы. Название можно перевести как «переходность», «пороговое состояние», и это качество, кажется, вшито в саму биографию художницы.

Аида Махмудова живет на несколько городов, от Лондона до Баку, и профессионально совмещает несколько ипостасей: она востребованная художница и активно выставляется в Азербайджане и за его пределами, а также успешный руководитель и глава созданной ею в 2011 году организации – Пространства современного искусства YARAT (одной из ведущих арт-площадок страны).

Нынешняя выставка дебютная для Махмудовой в лондонской Gazelli Art House. Первое определение, которое напрашивается для представленных в экспозиции работ, – пейзажи. Но не живописные, а объемные: с вкраплениями гальки, сухой травы или древесных опилок, закрепленных на поверхности холста. Куратором проекта стал Алистер Хикс.

41.0100155, 47.8809768. 2022. Фото: Gazelli Art House

Технику, в которой работает Махмудова, можно было бы назвать ассамбляжем. Но ассамбляж – это разнообразие фактур, композиционное «единство непохожих». Махмудова же, хоть и выбирает разнородные материалы, перемешивает их между собой и стирает различия между ними. Ее работы – объемные картины, рельефы, кажущиеся живыми, но застывшие в пограничном состоянии между двумя мирами, природным и синтетическим, естественным и рукотворным.

Пейзажи Махмудовой можно масштабировать по-разному, в зависимости от того, хочет ли зритель увидеть в них ландшафт, запечатленный с помощью аэрофотосъемки, или крохотный его фрагмент, попавший в макрообъектив. Мелкие трещины и разломы горной поверхности, испещренной, словно нитями, проступающими на свет слоями подземных пород. Синее озеро и блеклые камни по его неровному контуру. Крохотные сухие ветки поверх неровной черноты грунта. Глиняные осколки, образующие серое плато, проступающее поверх разноцветной растительности, расползающейся по холсту.

40.3711110, 49.8374440. 2022. Фото: Gazelli Art House

Выставка являет зрителю образы природы из неприродных материалов: синтетических пигментов, грунта и закрепителей, аутентичных для рукотворных городских ландшафтов. Но любой «химический», «ненатуральный» материал обязан своим существованием элементам природного происхождения – а последние, в свою очередь, тесно вплетены в сеть человеческих отношений, обмена и производства. Пресловутая переходность, liminality Махмудовой – не только в двойственности «природы»: художница создает иллюзию натурального, но вписывает ее в контекст индустриального, «композитного» мира. И это соседство не создает противоречий, но обнажает прием, который поддерживает художественный эффект выставки.

Махмудова как-то поделилась, что, выходя из мастерской, будто попадает в другое измерение, в котором окружающий мир перестает быть реальным. Неудивительно, что художница создает в мастерской новые среды, добиваясь их поразительного сходства с действительным миром, но оставаясь от него на эстетической дистанции. С какой дистанции рассматривать этот мир и эти среды? На каком их измерении сфокусировать внимание? Зритель может решить на выставке сам.

Фото: Gazelli Art House
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»