Выставка Мишеля Франсуа в YARAT
«Материализация тюремной двери» и «Водозащита». Фото: Ali Rzayev. Yarat Contemporary Art Space

Выставка художника Мишеля Франсуа в Центре современного искусства YARAT поднимает тему свободы в обществе тотального контроля.

Бельгиец Мишель Франсуа – один из заметных представителей арте повера (итал. arte povera – «бедное искусство»). Последователи этого движения, зародившегося в Италии в 1960-х, исповедуют отказ от традиционных представлений об искусстве, считают, что смыслы арт-объекта, нередко имеющие политический контекст, важнее эстетики, и принципиально используют скупые, в прямом смысле бедные материалы и выразительные средства. Франсуа берет стальные прутья, медные трубки, цепи, магниты, гипс, дутое стекло, фольгу, дерево и создает из них скульптуры и инсталляции, внешне незамысловатые, но транслирующие актуальные смыслы. Произведения бельгийца – о хрупкости человечества и противоречивых желаниях людей создавать и разрушать мир. Многие работы художника хранятся в музейных коллекциях, в частности в Центре Помпиду в Париже.

Бакинская выставка Мишеля Франсуа называется «Паноптикум: мгновения, застывшие под взглядом циклопа». Это результат десятидневной резидентуры художника в Азербайджане, в течение которой он исследовал местную культуру и природу, побывав не только в столице, но и в Гобустане и Лерике. Как многие проекты Франсуа, эта выставка построена на взаимодействии между зрителем, объектами и пространством.

В центре экспозиции, объединяющей инсталляции и видеоработы, – макет смотровой части сторожевой башни, обозревающей окрестности своим глазом циклопа. Франсуа создал эту конструкцию, вдохновляясь проектом идеальной тюрьмы Паноптикон, разработанным социологом и философом Иеремией Бентамом в XVIII веке: в нем стражник, сидящий в караульной башне посреди круглого тюремного внутреннего дворика, мог одновременно следить за всеми узниками, заключенными в камеры с прозрачными стенами. Сам надзиратель при этом оставался невидимым, что должно было вызывать у узников ощущение его вездесущности. В своей «караулке» Мишель Франсуа заменил окна зеркалами: зритель видит самого себя, то ли шпионящего за окружающими, то ли заточенного внутри башни, – точная метафора современного общества, измученного обилием устройств контроля, которые лишают людей права на частную жизнь.

Констатируя новую реальность, Мишель Франсуа подчеркивает стремление человека к свободе. Один из экспонатов выставки – серебристый забор, парящий в воздухе: художник уподобляет его облаку, словно намекая на то, что голубое небо – единственный атрибут свободы, который видят люди в заточении.

Вместе с тем Франсуа постоянно находится в поисках «плана побега». Возможность освобождения от тотального контроля он видит в контакте с природой. В Гобустане бельгиец по заказу YARAT заснял на видео местные вулканические ландшафты, и этот фильм, как и постеры с кадрами из него, стали частью экспозиции.

«Грязевой вулкан» и «Фонтан потерянного арахиса». Фото: Ali Rzayev. Yarat Contemporary Art Space

Выставка «Паноптикум: мгновения, застывшие под взглядом циклопа» в Центре современного искусства YARAT продлится до 4 октября.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»