В Московском музее современного искусства были представлены работы Александра Тихомирова, художника, который во времена СССР прославился как автор самого большого портрета Ленина, но для себя писал авангардные произведения в духе Матисса и Пикассо.
Александр Дмитриевич Тихомиров родился в 1916 году в Баку в семье инженера: его отец был прорабом на строительстве Бакинско-Шолларского водопровода. Саша с детства увлекался рисованием; сохранился портрет матери, который он сделал в 1928 году, в возрасте 12 лет. В 16 лет его приняли сразу на второй курс Бакинского художественного училища, где он познавал тонкости живописного реализма в мастерской Ильи Рыженко, выпускника Санкт-Петербургской академии художеств и ученика великого Ильи Репина.
Работа в Антирелигиозном музее, где юный Тихомиров стал штатным плакатистом, не мешала ему подрабатывать рисованием афиш для цирковых представлений. С детства живущий в двойственном мире, где официозное советское искусство соседствовало с ярким миром рекламной вывески и уличного плаката, Тихомиров очень быстро стал востребован: буквально одной рукой он создавал монументальные произведения в стиле соцреализма, а другой – неформальные портреты друзей и романтические образы цирковых и театральных артистов. Был в жизни художника и сложный период: в начале 1950-х его обвинили в формализме и сослали в театральные художественные мастерские; тогдашнее состояние передает картина «Тоска».
На выставке в ММСИ можно увидеть все грани таланта Александра Тихомирова. С одной стороны, лениниана, в которой художник сумел найти свой стиль. С другой – то, чем он занимался в своей мастерской с 1970-х до самой смерти в 1995 году. Циркачи, артисты, печальные клоуны – мастер будто хотел наверстать все то, на что не хватало рук всю жизнь. В таких работах, как «Театральная сцена» или «Акробат с попугаем», раскрывается увлечение Тихомирова живописью Пикассо. Но помимо пластического таланта, он умел показать все грани цветовых переливов, подражая в этом Анри Матиссу.
И сегодня Александра Тихомирова помнят не только как автора монументальных портретов Ленина, но и как изменчивого, погруженного в свой мир художника, которого некоторые даже называют «советским Микеланджело».