Азербайджанское кино отметили на трех международных фестивалях

Сразу три фильма азербайджанских режиссеров приняли заметное участие в крупных международных фестивалях: Сараевском, Венецианском и Московском. Чем объясняется такой успех «молодого» авторского кино в стране?

На кинофестивале в Сараеве жюри под руководством лауреата «Оскара», автора «Артиста» Мишеля Хазанавичуса назвало лучшим режиссером Руфата Гасанова, снявшего фильм «Мой внутренний остров». Он начинается с мирного домашнего видео, датированного 1996 годом: семья и гости собираются, чтобы отметить церемонию обрезания маленького Сеймура Тахирбекова. Ему уже года четыре. Обрезание проводят параллельно с застольем – и тоже снимают на видео. Маленький мальчик в кадре страшно кричит, зовет маму, а ему строго отвечают: «Мужчины не плачут».

В следующем кадре Сеймуру уже 20 с лишним лет. Он блестящий молодой шахматист. Его карьера складывается великолепно – он только что обыграл соперника-китайца, следующий этап – турнир за звание чемпиона мира. Он носит огромные, тяжелые, некрасивые очки. Он и сам тяжелый и неповоротливый – весит килограммов на 50 больше, чем следовало бы. Кажется, что он интроверт, с головой погруженный в шахматы и ни о чем другом особо не думающий, словно набоковский Лужин. Но это обманчивое впечатление: скорее он выстроил броню, чтобы защищаться от собственного отца, ставшего его менеджером. С той же безапелляционностью и суровостью, с которой произносились слова «Мужчины не плачут», он тащит сына вверх по ступенькам лестницы, от победы к победе, контролируя каждое его движение (он даже решает, что ему есть за обедом: «Но я хочу рыбу». – «Ешь баранину!»). Отца Сеймура играет Видади Гасанов, и его грозная энергия держит всю первую половину фильма, заставляя всерьез сопереживать несчастному герою Орхана Аты.

У Сеймура есть еще дед, человек очень пожилой, много курящий, сильно пьющий, буквально одной ногой стоящий в могиле. Перед тем как сойти в нее окончательно, он рассказывает замученному внуку о полуострове, где когда-то была русская животноводческая ферма. С годами море отрезало его от материка, он стал островом, и ныне там живет только один человек. Когда дед умирает, Сеймур решает наконец взять жизнь в свои руки и отправляется на этот далекий, почти сказочный остров, ни слова не сказав тирану-отцу. Его разыскивают по всей стране, а он на лодке плывет к острову, где его, видимо, ждет долгожданная свобода.

На еще более престижном Венецианском кинофестивале в основном конкурсе показали фильм Хилала Байдарова, название которого – Səpələnmiş ölümlər arasında – на русский так сразу и не переведешь: встречались варианты «Между смертями», «Среди рассыпанных смертей», «От смерти до смерти». Его герой, молодой человек по имени Давуд, живет с матерью, которую винит за то, что она не дала ему проститься с отцом – не вызвала его домой из университета, когда тот умирал. Вскоре Давуд совершает убийство и бежит с места преступления на мотоцикле. Его путешествие разбивается на эпизоды, которые напоминают фрагменты странного сна: одна за другой ему встречаются женщины, которые умирают или страдают от рук мужчин.

Хилал Байдаров учился снимать кино у знаменитого венгерского режиссера Белы Тарра, автора «Туринской лошади» и «Сатанинского танго». Среди своих любимых режиссеров Хилал называет Ингмара Бергмана, Робера Брессона, Александра Сокурова, Аббаса Киаростами и Андрея Тарковского. Ну а продюсером его картины стал один из крупнейших мастеров современного авторского кино Карлос Рейгадас. Уже по одному перечню ориентиров легко понять, что «От смерти до смерти» – «фестивальный» фильм, способный повергнуть в замешательство так называемого массового зрителя; американские рецензенты описывали его с помощью эпитетов «одурманивающий», «нездешний», «непрозрачный». Некую прозрачность постарался внести сам Байдаров в своем комментарии к фильму: «Главное, что меня заботит в кино, – человек, который пытается понять, почему он живет, почему находится здесь, в этом мире. Человек, который не может любить, но верит в любовь. Человек, который ищет свою настоящую семью и думает, что это привнесет в его жизнь настоящий смысл. В этой истории Давуд напоминает нам о возможности любви. Я хотел визуализировать его путь, и так получилась эта картина».

Кадры из фильма «От смерти до смерти»
Кадры из фильма «От смерти до смерти»

«От смерти до смерти» показали и на Московском международном кинофестивале вне конкурса. А в основном конкурсе оказалась картина «Дочь рыбака», снятая Исмаилом Сафарали. Он рассказывает, что всю жизнь очень любил кино, мечтал писать сценарии и ставить картины, но в результате получил финансовое образование. Работал в инвестиционных компаниях, а несколько лет назад переехал в Москву – и поступил в Московскую школу нового кино, в 35 лет решившись круто переменить жизнь.

В первооснове «Дочери рыбака» – детские воспоминания самого Исмаила: когда ему было 12, во время вооруженного конфликта пропал его отец. О нем не было никаких известий в течение недели, подозревали, что он погиб, а потом он вернулся домой. В фильме, впрочем, все обстоятельства изменены: действие разворачивается в деревушке на Абшероне, а в центре сюжета – девочка-подросток по имени Сара. Ее отец пропадает во время ловли рыбы. Все решают, что он умер. Старейшины настаивают, что надо провести похоронный обряд, пусть даже в отсутствие собственно покойника: им кажется, что именно из-за того, что с ним не простились, на деревушку обрушивается одно несчастье за другим. Одна только Сара убеждена, что ее папа жив. Вопреки мнению и требованиям взрослых, несмотря на то что на море начинается шторм, она отправляется на его поиски.

Четыре года назад проект Исмаила Сафарали победил на питчинге «Кинотавра» – и привлек внимание президента фестиваля Александра Роднянского (он один из крупнейших российских продюсеров, выпускавший как кассовые хиты вроде «9 роты» и «Сталинграда» Федора Бондарчука, так и фестивальные – от «Елены», «Левиафана» и «Нелюбви» Андрея Звягинцева до недавней «Дылды» Кантемира Балагова). С азербайджанской стороны Исмаилу помогала Мария Ибрагимова из компании Cinex (по ее словам, она просто влюбилась в сценарий, как только его прочитала).

На вопрос, как он объясняет одновременный успех сразу нескольких фильмов, снятых молодыми азербайджанскими режиссерами (кроме картин Руфата Гасанова, Хилала Байдарова, самого Сафарали, еще фильм Теймура Гаджиева «К вечеру» был отобран в программу «Неделя критики» Каннского кинофестиваля – «Баку» рассказывал об этом в прошлом номере), Исмаил не задумываясь ответил: «Накопилось. Вот правда, словно какая-то энергия долго собиралась, а потом «выстрелила». Режиссеры, о которых вы говорите, мои друзья, мы много работали, очень старались прорваться, но у нас не получалось. А потом – и мы сейчас шутим над этим – вдруг почти одновременно получилось у всех. 2020-й для целой планеты оказался очень сложным, но нам повезло именно в этот год. Насколько мне известно, сейчас завершается работа еще над несколькими азербайджанскими фильмами, которые тоже, скорее всего, «выстрелят» и будут иметь на фестивалях большой успех».

«Дочь рыбака»
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»