Азербайджанское кино: сезон призов
Кадр из фильма «Созидатели»

Минувший год стал успешным для азербайджанского кино: сразу несколько фильмов завоевало награды на международных фестивалях.

Драма «Холодный, как мрамор» принесла Асифу Рустамову приз за лучшую режиссерскую работу на XVI Международном кинофестивале «Евразия» в Алма-Ате. Это вторая полнометражная работа Рустамова и, как и дебют режиссера «Вниз по течению», посвящена внутрисемейным распрям. На экране снова отношения отца и сына: конфликт поколений, противостояние мужчин с разными ценностями, представлениями о жизни и собственном предназначении держат зрителя в напряжении, перерастая в настоящую античную трагедию.

Замысел фильма «Холодный, как мрамор» появился у Рустамова давно, а сценарий он написал с коллегой из Нидерландов Ролафом Яном Миннебоо: вместе они уже работали над сценариями к лентам «Гранатовый сад» и «Сугра и ее сыновья». Рабочий процесс шел на редкость быстро: на всё про всё, от создания синопсиса до выпуска, ушло примерно два года – по меркам авторского кинопроизводства, очень мало. Главную роль в «Холодном, как мрамор» играет Гурбан Исмайлов, актер «опытный и матерый», как о нем отзывается режиссер. Действительно, за свою карьеру Гурбан успел и поработать с большими мастерами вроде Эльдара Кулиева и Октая Мир-Касимова, и сняться у молодых Руфата Гасанова и Исмаила Сафарали.

Кадр из фильма «Обнаженный»

Документально-игровая работа Шамиля Алиева «Созидатели» победила в категории «Лучший документальный фильм» на минувшем British Film Festival. Это далеко не первая награда ленты: ее уже чествовали на кинофорумах в США, Индии, Испании, Нидерландах, а Американская киноакадемия даже включила в лонг-лист претендентов на «Оскар»-2023 в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Идея «Созидателей» принадлежит Эльбаю Касимзаде, председателю Союза архитекторов Азербайджана и одному из самых авторитетных представителей своей профессии. Над сценарием работал писатель Натиг Расулзаде. В основу сюжета легли биографии двух величайших азербайджанских архитекторов – Микаила Усейнова и Садыха Дадашева. Усейнов и Дадашев дружили, оба были ярчайшими представителями национального зодчества – и оба столкнулись с критикой за слишком передовые идеи и «неуместные излишества».

Архивные фото- и видеоматериалы сменяются в фильме кадрами зданий, спроектированных Усейновым и Дадашевым, а рассказ о двух зодчих сопровождается анимационными вставками и комментариями архитекторов Расима Алиева и Арчила Курдиани, геолога Акифа Ализаде и собственно Эльбая Касимзаде. Спикеры рассказывают о вкладе Усейнова и Дадашева в культурное наследие Азербайджана и делятся воспоминаниями от общения с Микаилом Алескеровичем (Дадашев скончался рано, в 1946-м).

Фаворитом же последнего Prague Film Awards стал «Обнаженный» Хикмета Рагимова, признанный лучшей игровой картиной. Примечательно, что это режиссерский дебют популярного актера, который к тому же сам написал сценарий и сыграл одну из главных ролей.

У героя ленты, Рустама, умирает отец. Денег на похороны нет, поэтому юноша колесит по миру с гробом родителя, встречая разных людей и сталкиваясь с их сочувствием, презрением, поддержкой, угрозами. Рагимов придумал сюжет несколько лет назад: оказавшись на похоронах, он наблюдал, как посторонние люди пытались нажиться на чужом горе, и в голове родилась философская история с небанальным сюжетом.

Рагимов признается, что давно мечтал попробовать себя в режиссуре, и совершенно очевидно, что это новый и очень важный поворот в карьере популярного артиста. Большинству людей Хикмет известен по детективному сериалу «Сезон скорпиона», где он играет мрачного следователя, гоняющегося за неуловимым маньяком. В собственном фильме Хикмет предстанет в совсем ином образе, совершенно неожиданном как для зрителей, так и, кажется, для себя самого.

Кадр из фильма «Холодный, как мрамор»
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»