Книгу Сахиба Мамедова издали в Москве

«За место в Раю», роман в стихах азербайджанского поэта Сахиба Мамедова, вышел в Москве в издательстве «Канон+». Книга, напоминающая восточную сказку, говорит о чувствах и поступках, волнующих людей во все времена.

Средние века. Пустыня. Страдающий от жажды визирь встречает юного бродягу, который благоразумно запасся водой, и предлагает ему безбедную жизнь за возможность напиться. Но юноше не нужно неожиданно свалившихся на него богатств: к удивлению вельможи, он поделится с ним водой безвозмездно. И вовсе не потому, что слаб умом, лишен деловой хватки или решил порисоваться, просто он так воспитан. Джаваншир – так зовут героя – рассудителен не по годам, на редкость принципиален, одарен логикой и ораторскими способностями и трепетно чтит Коран. «Боюсь я к обольщеньям привязаться: когда приходит время уходить, со сладкой жизнью горько расставаться», – говорит он визирю в начале поэмы.

Мамедов селит своего героя в вымышленный средневековый каганат, где царят алчность и жажда власти, а Коран почитается лишь формально. Уже к концу первой главы прямой и смелый Джаваншир поссорится с эмиром и окажется на грани гибели – но, конечно же, сумеет всех убедить в своей правоте и в итоге займет место советника при дворе. Но и после этого героя ждут испытания: ему придется менять мировоззрение государя, предотвращать нелепые казни и масштабную войну с соседним Хиндистаном. На собственном опыте он узнает, что такое горе от ума, но талант, совестливость, гуманность и терпение, а еще искренняя вера в Аллаха будут верными его союзниками.

Основная мысль, проходящая сквозь текст, – как важно уметь контролировать себя, знать меру, не поддаваться соблазнам. «Знай, все земные страсти хороши, коль в силах мы господствовать над ними», – говорит Джаваншир. Точнее, сам Сахиб Мамедов устами своего героя.

«Более всего меня занимает тема познания, поиска пути к нему – как отдельного человека, так и человечества в целом, – признавался поэт в одном из интервью. – Меня часто критикуют, что я пишу про смерть: мол, это страшно и неинтересно. Но если не познаешь природу смерти, не будешь ценить жизнь. Поэзия дает возможность рассматривать жизнь и смерть в одной плоскости».

Мамедов – пример человека, который ищет себя и меняется всю жизнь. Больше 15 лет он был боксером, а затем вдруг окунулся в литературу. Боксировать Сахиб начал в десять лет: фанатично ходил в зал, не пропускал тренировки, демонстрировал страсть и дисциплину. Получив звание мастера спорта, вошел в сборную Азербайджана, а в 2012-м завершил карьеру.

Увлечение литературой стало неожиданным для окружающих. Однажды Сахиб вдруг попросился участвовать в школьном литературном конкурсе и прочитал перед залом есенинскую «Любовь хулигана». От мальчишки, известного в основном блестящим хуком слева, такого не ожидали – и дали первый приз.

С тех пор, говорит Мамедов, книга стала его лучшим другом. Писать самому получилось не сразу, но юноша вложил в литературу упорство и целеустремленность, воспитанные спортом. Первое стихотворение было посвящено любимому Баку. Семья Мамедовых тогда жила в Баладжарах и однажды выбралась погулять в Ичери шехер. «Вернувшись домой, я написал о нем стихотворение», – вспоминает поэт.

Свои первые экзерсисы 20-летний Сахиб, тогда без пяти минут выпускник Азербайджанского государственного экономического университета, выложил на портале stihi.ru. Посыпались отзывы – почти все комплиментарные, и Мамедов понял, что получается, надо продолжать. Новичка поддержал главный редактор журнала «Литературный Азербайджан» Мансур Векилов, преподававший у Сахиба на курсе философию: опубликовал несколько стихотворений в журнале. Вскоре стихи Мамедова стали выходить и в других изданиях, а сам он занял первое место в литературном конкурсе «Пушкиниана». Два года назад он был признан «Золотым пером Руси» за стихотворение «Притча о позитивном мышлении», в прошлом году пекинский Международный исследовательский центр перевода поэзии (IPTRC) объявил его «Лучшим международным поэтом года». А еще произведения Мамедова вошли в школьную программу по литературе. Но до сих пор многим сложно поверить, что бывший боксер «порхает, как бабочка, и жалит, как пчела» не на ринге, а на бумаге.

Не сразу принял славу и сам Мамедов. Он писал в стихотворении «Исповедь боксера»: «Когда обо мне заявляют гордо / друзья, похлопывая по плечу, / «Он – мастер слова и мастер спорта», / Я испариться в тот миг хочу». Не спешит поэт, как и его герой Джаваншир, привязываться к обольщениям.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»