Ширин Шафиева: «Радуюсь душевности людей»

Писатель Ширин Шафиева получила диплом архитектора, хотя с детства чувствовала призвание к литературе. Писать рассказы начала в пять лет, стихи – в юношеском возрасте. Ширин участвовала в российских конкурсах молодых литераторов «Поэт года» и «Золотая строфа», публиковалась в сборниках, изданных по итогам этих конкурсов. Сначала пробовала силы в стиле фэнтези, однако нашла себя в жанре магического реализма. Роман «Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу», который Ширин Шафиева создала в 23 года, занял второе место в номинации «Крупная проза» на ежегодном литературном конкурсе «Русская премия» для русскоязычных писателей, проживающих за пределами России. Московское издательство «Эксмо» запустило серию прозы Ширин. В ней вышло уже три романа.

БАКУ: Помните, из-за чего вы почувствовали себя счастливой в последний раз?

Ширин Шафиева: Недавно муж прислал ссылку со словами: «Ну что, мечты сбываются?»

По ссылке я нашла новость о том, что в Азербайджане, возможно, пройдут гонки Ironman – серии соревнований по триатлону на длинные дистанции. До такого уровня мне еще далеко, но Бакинский полумарафон уже стал самым важным событием года. Это потрясающее чувство – бежать вместе с тысячью людей, объединенных любовью к движению. Пересекая финишную линию, отрадно понимать, что этим я обязана своей целеустремленности и месяцам самодисциплины. Когда читала о том, как в других странах проводят соревнования вроде Ironman, возникало ощущение, что жизнь проплывает мимо. Очень хотела испытать себя в такой гонке. Cейчас же, если всё получится и Ironman действительно организуют в нашей стране, моя цель станет намного реальнее. Уже не придется ехать куда-то за тридевять земель: поучаствую в соревнованиях и вернусь домой к ужину!

Это мой второй полумарафон и первая медаль – я пришла 757-й из почти 20 тысяч участников, 77-й среди женщин. На финише я буквально светилась от радости.

БАКУ: Что сейчас самое главное в вашей жизни?

Ш.Ш.: Материнство. Не скажу, что мировоззрение или образ жизни сильно изменились за те два года, что прошли после рождения ребенка, но уже нельзя, например, как раньше, выйти из дома и часа четыре бродить по городу. Теперь, что бы я ни намечала себе, в планах всегда присутствует моя Ясминка. Жду, когда она достаточно повзрослеет, чтобы мы начали по-настоящему дружить. Тогда я прочту ей свои любимые книги, покажу лучшие в мире мультфильмы. Мы будем отмечать Хэллоуин и, возможно, вместе напишем сказку.

БАКУ: Какое недавнее личное событие взволновало вас настолько, что захотелось немедленно рассказать о нем, например в соцсетях?

Ш.Ш.: Моя Ясминка за обедом вдруг начала петь: «Я Колобок, я Колобок, румяный бо-о-о-ок». Ничего прекраснее в жизни не слышала! Как любой молодой матери, захотелось тут же поделиться восторгом с окружающими, но я сдержалась. Здравого смысла хватило признать, что никому, кроме пары любящих родственников, подобные вещи не могут быть интересны. Забавно, что теперь о них предстоит узнать читателям «Баку». Простите!

Спустя два месяца после рождения дочки я приступила к беговым тренировкам. Оказалось, что бегать с коляской удобнее, чем без нее, можно даже без специальной обуви.

БАКУ: Для вас самый верный способ улучшить свою жизнь прямо сейчас – это…

Ш.Ш.: Взять навынос кофе: с ним жизнь налаживается даже в самой неуютной ситуации. В моей любимой кофейне работает очень приветливая девушка-бариста. Она всегда говорит что-то забавное, приятное и желает хорошего дня. Иногда это ровно та дневная порция человеческого общения, которая необходима мне, чтобы не чувствовать себя изолированной от жизни.

БАКУ: Чему нужно как можно скорее научиться всем нам?

Ш.Ш.: Правильно понимать прочитанное. Казалось бы, что тут сложного? Но вижу по собственному опыту: многие люди, вроде поняв все слова по отдельности, не воспринимают смысла изложенного.

Я люблю готовить красивую, фотогеничную еду, особенно выпечку. А у этих булочек такое осеннее настроение!

БАКУ: Что вас больше всего поражает в людях в последнее время?

Ш.Ш.: Меня не перестает удивлять и радовать их душевность. Когда пытаюсь поднять или спустить по лестнице коляску, на помощь сразу бежит куча народу. А в очереди в кассу супермаркета часто пропускают вперед, видя, что у меня в руках только один товар. Или люди, которым, казалось бы, до меня нет дела, пишут просто так, без причины какие-то приятные слова. Хотя тот факт, что настолько нормальные вещи удивляют, плохой сигнал: он говорит о том, что я становлюсь циничной пессимисткой.

БАКУ: Что вас впечатляет в современной общественной жизни?

Ш.Ш.: Сейчас я в общественной жизни никак не участвую и слежу за ней в основном через маленькое окошко телефонного экрана. Но даже заглядывая в соцсети, узнаю много странного. Например, мне удивительно, что сегодня, когда вроде бы установилась эпоха равноправия и толерантности, полыхает война полов. В своем окружении я такого не замечала, но в постах соцсетей и в комментариях к ним порой дико видеть, как мужчины и женщины смешивают друг друга с грязью, пытаясь выяснить, кто из них глупее, меркантильнее, безответственнее, кто более склонен к насилию. Эта борьба обострилась после выхода фильма «Барби». Развязывать «священную войну» из-за кино? Вы серьезно?! Вспоминается эпизод из мультсериала «Футурама», где героев превратили в бесполых существ, после чего они наконец стали жить мирно и счастливо.

Я часто фотографирую уличных кошек – это странно, но мне кажется, что так они могут получить хоть какое-то внимание.

БАКУ: О чем вы мечтаете?

Ш.Ш.: Сложно сказать. Последние четыре года как будто лишили меня способности мечтать. Да и в 34 года уже понимаешь, что мечты – пустая трата эмоциональных ресурсов, ведь их исполнение от нас редко зависит. Другое дело – планы: они всегда реалистичны, им можно четко следовать и добиваться целей. Так что мечта, пожалуй, одна – чтобы никакие катаклизмы не нарушали моих планов.

БАКУ: Если вы поймаете золотую рыбку, какое желание попросите ее исполнить?

Ш.Ш.: Я попрошу ее создать камень, который она сама не сможет поднять, – такой парадокс всемогущества. Или чтобы у меня до самой старости сохранились здоровые зубы. Или чтобы у всех клеветников при разговоре изо рта выскакивали жабы.

БАКУ: Какой большой поступок вы хотели бы совершить, но что-то мешает это сделать?

Ш.Ш.: Я хотела бы спасать бездомных животных, создав для них шикарный приют с лучшими ветеринарами, просторной зеленой территорией и строгой системой подбора хозяев. Но для этого нужны огромные средства. Денег на подобную затею я вряд ли достану, да и психологического ресурса для того, чтобы постоянно иметь дело со

страданиями животных, с безнадежными случаями и, увы, не всегда адекватными людьми, мне тоже наверняка не хватило бы. Поэтому спасение кошек и собак, скорее всего, так и останется неосуществленным поступком из серии «Если бы я была богом».

separator-icon

«Мечта у меня, пожалуй, одна – чтобы никакие катаклизмы не нарушали моих планов»

Ширин Шафиева
В детстве мне всегда доставались роли принцесс, а я-то хотела быть злой королевой-колдуньей! Отчасти поэтому один из моих любимых праздников – Хэллоуин
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»