Балет Фикрета Амирова привезли в Катар

Мариинский театр показал на гастролях в Катаре балет Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь».

В бурно развивающемся ближневосточном государстве нет своего театра оперы и балета, зато есть огромный интерес к этим видам искусства, и билеты на четыре представления «Тысячи и одной ночи» в постановке главного балетмейстера Приморской сцены Эльдара Алиева (арабскую сказку привезли на гастроли артисты Мариинского театра) местные жители раскупили за сутки. Спектакли проходили в театре «Аль Маясса», роскошном 2300-местном зале, находящемся в комплексе Национального конференц-центра.

«Тысяча и одна ночь» пользуется успехом везде, куда балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра приезжает на гастроли – а путешествуют артисты много. С момента премь¬еры в 2020 году спектакль Эльдара Алиева уже не раз побывал в Санкт-Петербурге (и приедет снова в феврале), посетил Москву. Коллектив выступал в разных городах России, после окончательного снятия пандемийных запретов стал выезжать за границу и после гастролей в Катаре отправится в Китай.

Сейчас Мариинский театр – это большая корпорация, в которую входят театры и концертные залы в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Владикавказе (плюс строящаяся сцена в Кемерове).

Дирижер Эйюб Кулиев
Аладдин – Сергей Аманбаев, принцесса Будур – Дарья Тихонова

Для гастролей в Катаре объединили силы петербургского и владивостокского театров: в Доху полетели Большой симфонический оркестр Мариинки (управлять им пригласили замечательного азербайджанского дирижера Эйюба Кулиева) и балетная труппа Приморской сцены. «Тысяча и одна ночь» – непростой балет: в нем должен участвовать и хор, и оперные солисты – у Фикрета Амирова там со¬здается особая красота звучания, сравнимая с эффектом изысканного музыкального ковра. Поэтому в Доху отправился и хор Приморской сцены, руководимый Ларисой Швейковской, и две владивостокские сопрано – Анастасия Кикоть и Алина Михайлик.

В состав традиционного симфонического оркестра не входит тар, а в партитуре Фикрета Амирова он предусмотрен. Обычно театры заменяют недостающие инструменты другими, похожими по звучанию, но перед премьерой 2020 года Эйюб Кулиев настоял, чтобы во Владивосток приехал настоящий тарист, солист Азербайджанского театра оперы и балета Рамин Азимов. Он не только участвовал в спектакле, но и давал уроки игры на таре местной солистке Надежде Медведевой – теперь они вместе участвуют в спектакле, вместе прилетели и в Доху. Именно из-за сложностей партитуры – впрочем, и из-за «густонаселенности» спектакля – в Катар отправились более 200 артистов и музыкантов.

Старинные арабские сказки издавна вдохновляли композиторов и хореографов. Самой известной версией является «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, придуманная Михаилом Фокиным более ста лет назад для «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Однако когда Наиля Назирова в 1979 году поставила в Баку «Тысячу и одну ночь» Фикрета Амирова, у нее появился конкурент: музыка азербайджанского классика пленила многих. Не раз ставил этот балет и Эльдар Алиев: впервые – в Индианаполисе, в 1990-х годах он возглавлял там балетную труппу, затем еще в нескольких американских городах, уже после владивостокской премьеры – в Софии. Для Приморской сцены Мариинского театра хореограф сделал оригинальную версию балета и пригласил к сотрудничеству сценографа Петра Окунева, который сделал акцент на сказочности истории, соединив живописные декорации с видеопроекцией. Сюжет остался прежним: Шехерезада рассказывает волшебные истории разгневанному шаху – ему изменила жена, и Шахрияр замыслил уничтожить всех женщин в стране. Персонажи сказок появляются в танцах, так что балет представляет собой череду захватывающих внимание историй, и в итоге шах отказывается от жестокого плана мести.

В главных партиях на сцену выходили примы-балерины Анна Самострелова и Лилия Бережнова, премьеры Сергей Уманец и Виктор Мулыгин, солисты Юрий Зиннуров, Саки Нисида, Арина Нагасэ, Лада Сартакова, Александра Шалимова и др.

Гастроли прошли с огромным успехом. Как в первый вечер – партер тогда занимали почетные гости и дипломатический корпус, – так и в последующие дни, когда в зале оказывались люди, попавшие на балет впервые в жизни, публика горячо приветствовала артистов.

separator-icon
Нурида – Лилия Бережнова
Шахрияр – Сергей Уманец, Нурида – Лилия Бережнова
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»