Паскаль Конте: вдвоем с аккордеоном

Два часа подряд в Центре Гейдара Алиева звучали лучшие образцы современного танго, специально аранжированные для программы «Латинские жемчужины». Многие бакинцы впервые познакомились с творчеством Грасиелы Пуэйо, Томаса Бордалехо, Фернандо Фицбейна и других композиторов, из первых рук узнав, почему танго в наши дни ничуть не устарело и даже успешно конкурирует с танцами XXI века. На сцене блистал великолепный «Странствующий квартет», солировал легендарный французский аккордеонист Паскаль Конте.

Даже на время интервью музыкант не пожелал расстаться со своим нелегким (16 килограммов!) инструментом. И, как выяснилось, неспроста: на некоторые вопросы Паскалю, всю свою жизнь посвятившему музицированию, оказалось легче отвечать при помощи аккордеона. Вот только как это передать в тексте?

БАКУ: Паскаль, с чего начинается совместное творчество человека и аккордеона?

Паскаль Конте: Музыка в моей жизни началась со старого бабушкиного пианино, а аккордеоном меня увлекла тетя. Она невероятно любила этот инструмент и каждый раз, когда мы приходили в гости, наигрывала на нем всякие мелодии. Правда, я выбрал несколько иной тип аккордеона. Тетя играла на баяне, так популярном и в России, и в Азербайджане.

БАКУ: Было ли в вашей жизни распутье: куда пойти, чем заняться? Или музыка всегда казалась единственным выбором?

П. К.: Именно так! О какой-либо другой профессии я никогда не помышлял. В пять лет заявил родителям, что буду музыкантом, причем именно аккордеонистом. Вспоминаю, сколько прекрасных исполнителей из Советского Союза приезжало в Европу на международные конкурсы – я, тогда еще подросток, был восхищен их мастерством. Сейчас очень жалею, что наше пребывание в Баку так краткосрочно: я бы очень хотел сходить в одну из музыкальных школ, чтобы познакомиться с азербайджанскими профессионалами аккордеона и баяна, послушать традиционную музыку. Я всегда стараюсь делать это на гастролях. В Бухаре местный аккордеонист пригласил меня на настоящую узбекскую свадьбу. Это был потрясающий опыт, я играл вместе с узбекскими музыкантами. Они играли вот так (наигрывает восточную мелодию), я прислушался и вступил вот так (быстро перебирая клавиши, включает в восточные интонации элементы европейского модерна)…

БАКУ: Какое место занимает аккордеон в современной французской музыкальной культуре?

П. К.: Аккордеон сегодня присутствует во всех жанрах французской музыки. И в шансоне (наигрывает мелодию, вызывающую в голове образы Монмартра) и в классической музыке (звучат минорные переливы, напоминающие орган), и в авангарде (дерзкие прерывистые аккорды)… Я исполняю и джаз, и современную музыку, и многое другое. В Баку мы приехали с прекрасным Travelling Quartet. Во Франции нередко выступаю в сопровождении оркестров. Порой из Великобритании ко мне приезжают музыканты, сотрудничающие с Бьорк и другими знаменитостями. Много работаю в кино, помогаю озвучивать фильмы.

«Музыка в моей жизни началась со старого бабушкиного пианино»

БАКУ: Вы даже участвовали в озвучивании немого фильма «Восход солнца» – знаменитейшей ленты Фридриха Мурнау 1927 года.

П. К.: Совершенно верно. Я очень люблю работать с немым кино, и полуторачасовое музыкальное сопровождение «Восхода солнца» было для меня наслаждением. Я играл для немого кино в Японии, Индонезии и, разумеется, во Франции.

БАКУ: Вы очень много сделали для популяризации аккордеона. Случалось ли вам сталкиваться с непониманием зрителей?

П. К.: Что и говорить, стереотипов очень много. Сколько раз мне приходилось слышать: «Ах, я не люблю аккордеон!» Но после концерта эти же люди подходили ко мне с широко раскрытыми глазами и говорили слова восхищения. Многие думают, что аккордеон это всего лишь… (наигрывает простейшее пум-ба-па, пум-ба-па). Но вслушавшись в современное исполнение, убедившись в богатстве возможностей этого инструмента, многие решительно меняют мнение и даже становятся поклонниками аккордеона. Я горжусь тем, что мне удается способствовать этому обращению.

БАКУ: Вы привезли в Баку программу, посвященную танго. Что для вас танго?

П. К.: Танго – это результат миграции. Оно звучит в Европе, и одновременно огромное количество европейцев сейчас переселилось в Аргентину и серьезно увлеклось танго на его родине. Кстати, в Аргентине танго традиционно исполняют на бандонеоне (разновидность гармоники, названная по имени ее изобретателя – Генриха Банда). Я затеял программу, чтобы показать, как эти мелодии звучат в аккордеонном исполнении.

БАКУ: Вчера вы успели прогуляться по городу. Что расскажете о Баку друзьям?

П. К.: Раньше про Баку я почти ничего не знал. Десять-пятнадцать лет назад собирался сюда на гастроли, однако проект отчего-то не сложился. Зато сегодня мне чрезвычайно приятно открывать для себя этот город. Он кажется очень современным, но при этом не забывает о своих корнях. И я непременно расскажу о месте, в котором мы выступаем. Auditorium в Центре Гейдара Алиева – самый красивый зал, который я когда-либо видел.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»