Состоялся очередной музыкальный фестиваль в Габале
Художественный руководитель Габалинского международного музыкального фестиваля Фархад Бадалбейли

XIII Габалинский международный музыкальный фестиваль,организованный Фондом Гейдара Алиева при поддержке Министерства культуры Азербайджана, за неделю на 13 концертах представил меломанам более 100 произведений. 

В обширную программу фестиваля, художественными руководителями которого являются Фархад Бадалбейли и Мурад Адыгезалзаде, вошли симфонические и камерные сочинения, выступления оперных солистов, джазовые вечера. Все они пользовались неизменным успехом у публики. Как правило, в 18 часов на сцену выходили камерные оркестры; время больших симфонических коллективов наступало после заката. В вечерние часы, пока еще не стемнело, также начинались концерты молодых талантов программы «Поддержка молодежи». 

Открытие фестиваля

Конечно, особенный ажиотаж случился на открытии: программа оперных хитов в исполнении международных звезд привлекала даже далеких от классической музыки людей. Вначале Государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли под управлением Эйюба Кулиева сыграл «Торжественный марш» Эдуарда Элгара, а затем на весь вечер превратился во внимательного аккомпаниатора, сопровождавшего на сцене певцов. Динара Алиева демонстрировала пылкость и внутреннюю уязвимость Тоски из одноименной оперы Пуччини, страдала за Аиду и двух вердиевских Леонор сразу – из «Силы судьбы» и «Трубадура», и каждый раз оркестр помогал ей в этих преображениях. Как и Юсифу Эйвазову – он тоже примерил на себя несколько ролей: патетического любовника, случайно лишившего жизни отца возлюбленной (Альваро в «Силе судьбы» Верди), обманутого женой беспечного крестьянина, убитого односельчанином (Туридду в «Сельской чести» Масканьи), бессердечного герцога в «Риголетто» Верди и несчастного полководца, предающего свою страну из-за любви к пленной красавице (Радамес в «Аиде» Верди). Не менее ярко выступили Сабина Асадова, Аваз Абдуллаев и Самир Джафаров – каждая ария превращалась в страстный монолог, а в дуэтах порой казалось, что со сцены летели искры. 

Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли. Дирижер – Мустафа Мехмандаров

От известных имен – к тем, кто только стремится к мировой славе. Концерты из серии «Поддержка молодежи» предоставляли юным дарованиям сцену на три, пять, семь минут: одна ария, один этюд, одна песня. За это время нужно было постараться впечатлить публику – и артистам это, безусловно, удалось. Айтен Рустамлы, виртуозно сыгравшая на кяманче «Чардаш» Монти, не уступившая ей в мастерстве скрипачка Сура Руфат, исполнившая «Тарантеллу» Вьетана, виолончелистка Джалала Исмаилзаде, безупречно воспроизведшая «Рондо» Боккерини, – эти имена уже появлялись в новостях, девушки участвовали и побеждали в различных конкурсах. Конечно, они лишь в начале своих больших карьер, но по этой дороге идут уверенно.

2023 год посвящен 150-летию Сергея Рахманинова – эту дату отмечают музыканты во всем мире. Конечно, не остался в стороне и Габалинский фестиваль. Государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли посвятил великому композитору вечер, исполнив Третью часть Второй симфонии ми минор (впечатление от нее музыковед и композитор Борис Асафьев сравнивал с наблюдением за привольно вьющейся по равнине русской речкой) и Третий концерт для фортепиано с оркестром, который считается одним из лучших в творчестве Рахманинова. В этом сочинении пианист не выступает с оркестром на равных, он навязывает свои правила, ведет и торжествует – и этот оттенок взаимодействия был точно воспроизведен и оркестром под управлением Фуада Ибрагимова, и пианистом Али Мамедовым.

Вновь имя Рахманинова появилось в афише фестиваля уже на вечере камерной музыки: Третью и Четвертую части Сонаты для виолончели и фортепиано исполнили Мурад Адыгезалзаде и эстонский виолончелист Хенри-Давид Варема.

Несколько коротких произведений Рахманинова (этюды, прелюдии, баркаролу) сыграл российский пианист Михаил Лидский.

Программу Бакинского камерного оркестра, за пульт которого был приглашен живущий в Лондоне уроженец Баку Дмитрий Ситковецкий, организаторы посвятили 95-летию матери дирижера – знаменитой пианистки Беллы Давидович. И опять звучал Рахманинов – Вокализ для струнных, но основу программы составляла музыка более «революционная». «Пять минут из жизни В. А. М.» Александра Раскатова, сочинение для скрипки и камерного оркестра, предлагающее взглянуть на Моцарта с совершенно непривычного ракурса, «Братья» Арво Пярта, в 1977 году ознаменовавшие его переход из ранга композитора известного в ранг великих, «Буковинские песни» Леонида Десятникова и «Танец» Франгиз Ализаде.

В каждом значимом фестивале непременно есть программа для знатоков, и Габалинский фестиваль не изменил этой традиции, посвятив ей два вечера. Весьма нетривиальную программу привез Литовский камерный оркестр, познакомив публику в том числе с современными национальными композиторами.

А закрывался фестиваль вечером легким, азартным и обаятельным – инструментальный ансамбль «Гайтагы», гармонист Анвар Садыгов и пианист Эмиль Афрасияб играли азербайджанские народные песни и Астора Пьяццоллу, мелодии Владимира Косма (из знаменитого фильма «Игрушка») и Узеира Гаджибейли (из его оперетт). Легкая грусть от того, что фестиваль закончился, растворялась в воздухе, и весь зал приплясывал на месте.

separator-icon
Бакинский камерный оркестр
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»