Фестиваль миграции и азербайджанские художники в Третьяковской галерее
Таир Салахов. Женщины Абшерона. Фото: Государственная Третьяковская галерея

К Всемирному дню беженцев в Москве были приурочены межмузейный фестиваль миграции и этнокультурного разнообразия «Точка перемещения» и выставка в Новой Третьяковке с участием азербайджанских художников.

Выставка-интервенция на Крымском Валу стала одним из главных событий фестиваля, подготовленного Государственной Третьяковской галереей, Музеем современного искусства «Гараж», Агентством ООН по делам беженцев и другими авторитетными организациями. Целью всего фестиваля было вывести в публичное пространство разговор о вынужденной миграции, чувствах самих мигрантов и отношении к ним принимающей стороны. Кураторы выставки в Новой Третьяковке Дарья Пыркина и Ольга Полянская рискнули интерпретировать понятие «миграция» несколько шире обычного: не только в социально-политическом аспекте, но и с точки зрения традиций, культуры, изменения бытового уклада, потери и обретения пристанища, а также тоски по своим корням, тревоги перед надвигающимся или уже произошедшим расставанием с привычным жизненным пространством.

Мирнадир Зейналов. Путь молчания. Фото: Государственная Третьяковская галерея

На две недели в постоянную экспозицию зала искусства ХХ – начала XXI века было интегрировано 11 живописных работ и инсталляций из фондов галереи. Среди них – работы Александра Древина, Алексея Исупова, Василия Ефанова, Джавлона Умарбекова, Михаила Греку, Камиля Муллашева. Азербайджанское искусство представляли произведения Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова и Мирнадира Зейналова.

Нашу идентичность определяет образ дома, утраченного и обретенного. В ассамбляже из фанеры, холста и масла «Путь молчания» (1991) Мирнадир Зейналов поднимает тему разрушения привычного уклада жизни, утраты прошлого, кем-то, быть может, любимого с детства, но вынужденно покинутого уголка комнаты в старинном бакинском селении с обрывком ковра, изношенного поколениями.

Тогрул Нариманбеков. На эйлаге. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Тогрул Фарман оглу Нариманбеков (1930−2013) был живописцем ярким и темпераментным. В его личной биографии имелся личный опыт перемещения из одной страны в другую – в его случае из Франции в Азербайджан. Полотно «На эйлаге», написанное в 1966 году, изображает горное пастбище. В центре композиции видны навьюченные телеги, впереди – небольшой ковер, на котором теснятся три женские фигуры. На переднем плане – мальчик в папахе, рядом – баран и самовар. Холстом, очень похожим на традиционный ковер, и говорящими деталями из материального мира живописец передал всю тревогу человека, сорванного, пусть даже временно, с насиженного места.

Расставание с близкими, их неизбежный уход – сюжет знаменитых картин Таира Салахова, представленных в постоянной экспозиции Третьяковки. «Точка перемещения» еще раз напомнила о них. «Женщины Абшерона» (1967) – о постоянном ожидании мужей, рыбаков и нефтяников, выпавшем на долю женщин. «Агава» (1984) – посмертный портрет матери художника: пустой красный стул и символическое растение с мощным стволом и крепкими листьями – ее детьми. Это произведение, своеобразная философская притча, стало прощанием с дорогим человеком, окрашенным печалью неизбежного финала.

Таир Салахов. Агава. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»