В память о Муслиме Магомаеве
В церемонии открытия памятника Муслиму Магомаеву приняли участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Первая леди Мехрибан Алиева, вдова певца Тамара Синявская. Фото: Azertag

В Баку на Приморском бульваре открыли памятник Муслиму Магомаеву, а в Зеленом театре состоялся грандиозный концерт – Азербайджан отмечает 80-летие со дня рождения любимого певца.

Магомаева уже 14 лет нет на свете, но память о нем не затухает и не превращается в страницу из учебника музыки. Каждый житель бывшего СССР (и множество меломанов в мире) помнит этот голос и начинает невольно улыбаться при одном произнесении имени артиста – настолько солнечным, ясным был его талант, настолько он согревал аудиторию. Для Азербайджана же, где певец родился, учился и впервые вышел на сцену, это особенное имя и особенный человек. Музыкант, достигший мировой известности, всегда помнил о родине, регулярно приезжал в Баку. Ему было неизменно важно, как живет Азербайджан, что волнует его людей, как развивается его искусство.

Спустя 14 лет после ухода Муслима Магомаева народ Азербайджана поставил любимому артисту памятник. Двухметровая бронзовая фигура, сотворенная скульптором Омаром Эльдаровым, стоит в Приморском парке почти без постамента, но при этом возвышаясь над толпой, точно так, как это происходило в жизни: он всегда был рядом с людьми, но все же выше их. На открытии памятника о великом певце говорили его друзья – и первым стал Президент Азербайджана Ильхам Алиев, посетивший церемонию вместе с Первой леди Мехрибан Алиевой.

Ильхам Алиев вспомнил ежегодные визиты артиста в дом Президента Гейдара Алиева, где певец традиционно отмечал свой день рождения. «Как вам известно, Муслиму не было и трех лет, когда его отец геройски погиб в последние дни Второй мировой войны, – сказал Президент Азербайджанской Республики собравшимся у еще закрытого покрывалом памятника. – Он вырос в семье своего дяди Джамаледдин муаллима. Уже в юном возрасте он завоевал всесоюзную славу, и конечно, мой отец Гейдар Алиев уделял очень большое внимание его деятельности. Он заботился о нем по-отечески, потому что знал его и как прекрасного певца, и как очень хорошего человека. Каждый из нас знал Муслима как великого артиста, певца, композитора, а самое главное – как прекрасного, достойного человека, очень надежного друга». Президент отметил патриотизм артиста, отражавшийся в его песнях: «Привязанность Муслима к родной земле проявилась в его творчестве. Сочиненные им песни, которые посвящены Азербайджану, стране огней, Каспийскому морю, столь же величественны, сколь полны любви к Родине».

Вслед за Президентом о Муслиме Магомаеве говорили вдова певца, знаменитая оперная певица Тамара Синявская («Когда он сюда попадал после довольно холодной Москвы, сердцем оттаивал, всем своим существованием, и здесь рождались не только песни – рождались его картины»), друг детства Муслима кинорежиссер Октай Миркасимов («В какой-то момент мы – то есть я, могу сказать за себя, – поняли, что он гений, юный гений»), председатель Союза художников Фархад Халилов («Горжусь тем, что он был почетным членом нашего союза») и ректор Бакинской музыкальной академии Фархад Бадалбейли, поблагодаривший Президента Ильхама Алиева за появление все новых памятников музыкальным гениям Азербайджана (Кара Караеву, Ниязи, Рашиду Бейбутову, Бюльбюлю).

После торжественных и искренних слов настал черед собственно открытия памятника. Президент Ильхам Алиев снял покрывало, и все увидели певца, запечатленного в момент исполнения одной из его песен, когда он весь – порыв и вдохновение.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев и Первая леди Мехрибан Алиева с участниками концерта в Зеленом театре. Фото: Azertag

Вечером того же дня в Зеленом театре состоялся концерт, посвященный юбилею Муслима Магомаева, организованный Фондом Гейдара Алиева. Его посетили Президент с Первой леди, и Ильхам Алиев в своей речи обратил внимание бакинцев на то, что памятник певцу стал первым памятником на бульваре. «Это естественно, – отметил Президент. – Бульвар – сердце нашего города, он был одним из самых любимых мест и для Муслима. Сегодня этот памятник еще раз свидетельствует о том, как азербайджанский народ любил Муслима и насколько тот был достоин этой любви».

Концерт собрал выдающихся артистов, которые исполнили песни из репертуара Муслима Магомаева, не подражая ему, но предлагая собственные интерпретации. Выступления шли под аккомпанемент Государственного симфонического оркестра Азербайджана, за пультом которого последовательно работали Рауф Абдуллаев и Мустафа Мехмандаров. В основном были представлены три направления в творчестве Магомаева: современная ему русская песня, а также песня азербайджанская и итальянская (артист был первым в СССР из исполнителей, принесших в массовые залы мелодии Апеннинского полуострова). Самый теплый прием публики получила «Без тебя» Узеира Гаджибейли, исполненная Ильхамом Назаровым – обладателем уникального голоса в пять октав, спокойно летающего от баса до контратенора.

Во всем разнообразии были представлены песни на русском языке, в том числе сочинения знаменитой пары Александры Пахмутовой и Николая Добронравова и собственные произведения Магомаева. «Элегию», герой которой обвиняет себя в расставании с любимой («Нет солнца без тебя...»), проникновенно исполнил бас-баритон из Мариинского театра Магерран Гусейнов. «Мелодию» («Ты моя Мелодия, я твой преданный Орфей») поделили на двоих ученица Тамары Синявской меццо-сопрано Яна Меликаева и художественный руководитель Башкирской оперы бас Аскар Абдразаков. «Нежность» («Опустела без тебя Земля...») с глубоким чувством исполнила прима Большого театра сопрано Динара Алиева.

Эмин Агаларов представил сразу две грани репертуара Муслима Магомаева – My Way Клода Франсуа и легендарную «Синюю вечность». Не менее роскошен был и набор популярных итальянских песен, с любовью и азартом воспроизведенных современными звездами. Джавид Самедов, баритон из Нюрнбергской оперы, порадовал публику Parla piu piano Нино Рота (знаменитая мелодия из «Крестного отца»). Узбекский бас Женисбек Пиязов вдохновенно спел Volare Доменико Модуньо и Франко Мильяччи. Солист Азербайджанского театра оперы и балета Самир Джафаров волшебным тенором вывел O sole mio Эдуардо ди Капуа. А выпускница Бакинской музыкальной академии Эльмина Хасанова (меццо, только что завоевавшая Гран-при на конкурсе имени Бюльбюля) и ее коллега сопрано Нигяр Джафарова, продолжившая обучение в московском Центре оперного пения имени Галины Вишневской, c неаполитанским задором исполнили Funiculi funicula Луиджи Денца.

Особенными гостями вечера стали друзья и коллеги Муслима Магомаева, работавшие с ним на сцене, – Вахтанг Кикабидзе (зал чуть не заплакал от нежности, услышав «Чито гврито» Гии Канчели) и Нани Брегвадзе, которая посвятила ушедшему певцу песню Канчели «Он здесь».

На большом экране, размещенном над сценой, ходил, улыбался, давал интервью и, конечно же, пел Магомаев – и песню «Город мой Баку», ставшую одним из хитов его молодости, и «Прощай, Баку», которую он, уже очень больной, из Москвы посвятил любимому городу. Но не только поэтому в зале весь вечер ощущалось присутствие певца. Казалось, он сам где-то здесь, среди публики, в которой смешались и те, кто слушал его много лет, и те, кто только открывает для себя его нестареющее творчество.

В своей речи на церемонии открытия памятника в Приморском парке Президент Азербайджана Ильхам Алиев так сказал о последнем сочинении Магомаева: «Прощай, Баку» – конечно же, песня, в которой Муслим выражал свои чувства. В то же время никогда невозможно сказать «Прощай, Баку». Потому что Муслим с нами. Он сегодня в Баку, и Баку его никогда не забудет. Азербайджанский народ никогда его не забудет. Память о нем будет жить в сердцах тех, кто его знал. Его великолепный голос, его искусство будут жить вечно».

Нани Брегвадзе с дочерью Экой Мамаладзе. Фото: Azertag
EMIN. Фото: Azertag
Вахтанг Кикабидзе. Фото: Azertag
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»