Динара Алиева номинирована на «Золотую маску»
Динара Алиева в роли Русалки. Водяной – Денис Макаров.

Оперная певица Динара Алиева номинирована на российскую Национальную театральную премию «Золотая маска» за одну из своих лучших ролей.

В списке оперных номинантов «Золотой маски» значится 14 спектаклей, вышедших в прошедшем сезоне, а также 10 певцов и 13 певиц, создавших в этих постановках самые яркие роли. Одной из наиболее значительных премьер, получивших наибольшее количество номинаций, стала «Русалка», поставленная в Большом театре режиссером Тимофеем Кулябиным и дирижером Айнарсом Рубикисом. Заглавную партию исполнила Динара Алиева, и эта работа снова заставила говорить о том, что она не только замечательная певица, но и первоклассная актриса.

Режиссер Тимофей Кулябин, много работающий и в опере, и в драме, всегда придумывает новые времена и обстоятельства для героев классических произведений. В сделанном два года назад в Вуппертале «Риголетто» он превратил горбатого шута из позапрошлого века в циничного современного политтехнолога, проталкивающего в президенты аморального политика; трех чеховских сестер в собственном новосибирском театре «Красный факел» он сделал глухонемыми – потому что в пьесе они не слышат друг друга. Историю Русалки Кулябин тоже переделал, однако музыка Антонина Дворжака при этом звучит именно так, как придумал композитор в 1900 году.

При открытии занавеса кажется, что нам покажут «сказочную оперу» из XIX столетия: вековые дубы, таинственное озеро с водопадом (к нему должен прийти Принц и встретить там Русалку). Но из водопада довольно быстро поднимаются три стандартных киношных кресла – и Русалка прыгает в одно из них с попкорном. Рядом приземляется Принц (Олег Долгов). Впрочем, какой Принц? Просто богатенький парень. Все предыдущие лесные красоты были придуманы Русалкой. Ну, просто девушкой, может, у нее прозвище было такое. Девчонка из деревенской глуши, вдруг встретившая в кино городского богатенького бездельника, а тот, недолго думая, буквально схватил ее в охапку и потащил в свой дом. Точнее, домище: во втором действии мы видим на сцене гигантский белоснежный особняк. Охрана, прислуга, почтенный хозяин дома (судя по манерам, большой человек в провинции – губернатор?), его властная жена. И притаскивающий им в подарок будущую жену беспутный сынок, периодически прихлебывающий из фляжки и все менее уверенно держащийся на ногах. Русалка для него – часть сыновьего бунта (совсем не подросткового, герою хорошо за 30). Вот эта плохо причесанная, горбящаяся и вжимающая голову в плечи девчонка с уродливой сумкой в руках – держите, мама с папой, распишитесь. Родители, разумеется, в шоке, Принц (в этом действии ставший просто Женихом) отправляется пить с приятелями (перед нами проходит череда гомерически смешных портретов «золотой молодежи»), а Русалка пытается как-то освоиться в непривычном пространстве.

Динара Алиева – яркое сопрано, прима Большого театра с заметной международной карьерой, красивая и уверенная в себе дива – в этом спектакле совершает просто актерский подвиг. Дива исчезает без следа: на сцене потешная и жалкая замарашка, с адской старательностью пытающаяся с разбегу впрыгнуть в свадебные туфли на высоких каблуках и бултыхающаяся в шикарном свадебном платье как в неводе. Голос остается прежним, в нем масштаб и красота, но опера Дворжака придумана так, что «в доме Принца» Русалка не поет – она же немая, отдала голос колдунье за возможность стать человеком! И актриса вместе с режиссером заставляют весь зрительный зал понять тот маршрут, которым быстренько прошел Принц: от «какая милая естественная девушка!» до «господи, что я в этой деревенщине нашел?». Поэтому измена Принца, который в преддверии собственной свадьбы уединился с гостьей – роскошной блондинкой (по версии Кулябина, гостью «организовала» и заплатила ей мать Принца), становится смертельной неожиданностью только для бедной все еще влюбленной Русалки. Трагический финал оперы предопределен и безупречно сыгран актерами.

Спектакли, номинированные на «Золотую маску», будут показаны в Москве в марте-апреле. У «Русалки» сильные конкуренты, в том числе буйная «Волшебная флейта» в «Геликон-опере», где режиссер Илья Ильин перенес действие оперы Моцарта в парк аттракционов, и ригористская христианская притча «Ложь Мартина» Джан Карло Менотти, поставленная театром «Амадей» и режиссером Анной Саловой в англиканском соборе. Членам жюри предстоит непростая работа; закончить ее они должны 15 апреля, когда лауреаты премии будут объявлены на сцене московского концертного зала «Зарядье».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»