Критики называли Мехмене Бану, созданную Майей Плисецкой, страстной, жертвенной, сомневающейся, импульсивной... И всегда – царственной. В специальном интервью журналу «Баку» Майя Михайловна рассказала о собственном ощущении этой роли.
Большой театр, Москва. В апреле 1965 года Юрий Григорович перенес на эту сцену ленинградскую постановку «Легенды о любви». Блистательный, непревзойденный актерский состав: Наталья Бессмертнова – Ширин, Марис Лиепа – Фархад, и легендарная Майя Плисецкая в роли Мехмене Бану.
БАКУ: Что вы чувствуете, когда слышите название балета «Легенда о любви»?
Майя Плисецкая: Радость. Это замечательный балет, один из лучших нашего времени. Премьера в Большом театре была в 1965 году, и с тех пор спектакль не сходит со сцены – это что-нибудь да значит. Воспоминания только хорошие: выразительно, красиво, эмоционально. Захватывающий азербайджанский, точнее, турецко-азербайджанский колорит, ведь либретто написал Назым Хикмет. Либретто и музыка Арифа Меликова – яркая, ясная, живая – существовали вместе, были равны друг другу, а это случается нечасто. Все исполнители раскрывались в балете. Именно в «Легенде о любви» была одна из моих лучших ролей. Мехмене Бану была действительно огромной драматической ролью, а не просто танцем. Потом Назым Хикмет написал либретто нового балета для меня, но вскоре умер, и этот проект не состоялся. У меня, к сожалению, почти нет фотографий того времени, но, чтобы представить себе, как это было, можно посмотреть документальный фильм «Аве Майя» – там есть фрагмент, где я танцую адажио из «Легенды о любви».
БАКУ: Были ли у вас какие-то проблемы при подготовке роли?
М.П.: Проблемы? Нет! Это было счастье – сыграть роль, которой нет в истории человечества. Чтобы женщина отдала свою красоту – я такого не слышала ни в какие века. Подобная жертва – это невероятно. Невозможно представить такую ситуацию и такое решение. Я сыграла эту женщину, как чувствовала: что она думала, какие терзания были в ее душе.
БАКУ:На сцене вы были на сто процентов Мехмене Бану или помнили о том, что вы Майя Плисецкая?
М.П.: Я никогда не была Майей Плисецкой. Выходя на сцену, я была Китри в «Дон Кихоте», Одеттой и Одиллией в «Лебедином озере», Мехмене Бану в «Легенде о любви». Их чувства, их истории, трагические или веселые, – но не мои.
«Счастье – сыграть роль, которой нет в истории человечества»
БАКУ: Наверное, очень тяжело каждый вечер проживать целую жизнь?
М.П.: Любая работа тяжела, если делаешь ее по-настоящему.
БАКУ: Видели ли вы других исполнителей Мехмене Бану, и если да, кто показался вам наиболее интересным?
М.П.: На недавнем моем юбилее в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко соло Мехмене Бану танцевала балерина из Мариинского театра Виктория Терешкина. Она замечательно исполнила этот монолог.
БАКУ: Как вам кажется, повлияла ли «Легенда о любви» на другие спектакли второй половины ХХ века?
М.П.: Не уверена. Думаю, он стоит особняком. Балет совершенно уникальный.
«Я сыграла эту женщину, как чувствовала: что она думала, какие терзания были в ее душе»