Бутунай Хагвердиев: они жили счастливо

Тридцатилетнему Бутунаю очень нравится фраза философа Владимира Соловьева «Эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности». Хагвердиев считает, что настоящий художник создает если не жизнь, то коды и тренды, заставляющие людей задуматься. «Мне бы очень хотелось своим творчеством формировать новое понимание человеком своего места в пищевой цепочке или в целом в природе, его взаимоотношения с окружающей средой».

Бутунай вырос среди художников («В семье мне постоянно говорили, что живопись – царица изобразительного искусства», – вспоминает он). Его отец, мама, дед, дядя – сплошь живописцы и скульпторы, и они стали для молодого человека первыми учителями. Позже он окончил бакинское художественное училище им. А. Азимзаде и Британскую высшую школу дизайна в Москве, где в юношеском стремлении избавиться от сравнений с известными родственниками нашел свою индивидуальную манеру. «В Британке я постепенно нащупал технику, позволяющую совместить большой формат, лаконичный цвет и структуру гравюры. Эти гравюры были не такие крутые, как у моего любимого Альбрехта Дюрера, и совсем на другие темы, но мне понравилась сама идея».

Хагвердиев пробовал себя и в других жанрах: занимался видеоартом, работал в кино, делал скульптуры из дерева. Его работы находятся в частных коллекциях в Азербайджане, Австралии, Литве, Великобритании, Германии, Грузии, Казахстане, Норвегии, России, США.

Raptor1, 2019. Фото: Бутунай Хагвердиев

«Я люблю наблюдать за миром вокруг. Из наблюдений за тем, как человек влияет на среду своего обитания, родилась серия портретов животных. Картина Raptor1 не про то, какой плохой человек со своими технологиями и какая прекрасная природа; я вообще не мыслю в категориях «хороший» и «плохой». Человек не плох – такова природа. Человек со своей техногенной цивилизацией тоже часть природы, а природа, на мой взгляд, – одно большое существо, которое постоянно эволюционирует. Только медузы и папоротники существуют миллионы лет, все остальные виды, хитрецы, приспосабливаются к новым условиям, но рано или поздно вымирают. Естественно выживать и естественно вымирать.

Вымирание ждет всех нас, а не только восхитительных животных, которых мы вытесняем своим техногенным миром. Но если в будущем мы все, кроме медуз и папоротников, вымрем, это не значит, что сейчас незачем жить и радоваться! Я получил огромное удовольствие от тех полутора суток, что провел недалеко от горы Бешбармаг, в месте, где на протяжении восьми лет собирались орнитологи из разных стран, чтобы наблюдать за миграцией птиц. Это такое «бутылочное горлышко» над побережьем Каспия, где пролетает до полумиллиона птиц в день, следующих из Аляски до Пекина, – их можно рассматривать в бинокль или невооруженным глазом. Именно орнитологи поделились со мной фотоматериалами для данной серии работ.

Я счастлив, что успел побывать в этом месте. Теперь там строят трассу, и птицы, видимо, будут летать другим маршрутом. И это будет очередная история о том, как технологии меняют нашу среду обитания».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»