Два года назад в Баку появился новый бренд Muse, одежду которого носят Кети Топурия, Наталья Подольская, Вера Брежнева, Альбина Джанабаева и другие звезды. Дизайнер Кямаля Насирзаде уверена, что красота сегодня требует не жертв, а комфорта, место высокой моды – в музее, а все клиентки марки – звезды. Потому что каждая женщина – звезда.
У меня было обычное бакинское детство 1990-х годов: со старшими братом и сестрой бегали в киоск за жвачкой «Турбо» и сами придумывали себе игры. Брат с сестрой с упоением играли в звезд и записывали песни на кассетный магнитофон. Мне, как младшей, иногда доставалась роль бэк-вокалистки, но такое везение выпадало редко.
Модных бутиков в Баку тогда не было, но по городу ходили яркие, стильные женщины, одетые с большим вкусом. Причем если большинство из них носило платья и юбки, то моя мама производила фурор, выходя на улицу в одном из своих брючных костюмов. Мама шила их на заказ у частных мастеров. Как бакинские портнихи умудрялись в домашних условиях сотворять идеально сидевшие брючные костюмы, я не могу понять до сих пор: ведь скроить такую вещь и посадить на фигуру в разы сложнее, чем платье. Вообще абсолютно все женщины в нашей семье – большие поклонницы красивых вещей. Это сформировало мой вкус и чувство стиля, но решение заниматься дизайном пришло из другого источника.
На человеке, красивом внутренне, любая одежда будет выглядеть хорошо и достойно. Это я поняла в Кельне, куда отправилась в 21 год, чтобы продолжить филологическое образование (модой я поначалу не собиралась заниматься, изучала немецкий язык и литературу). Европа оказалась другим миром, населенным открытыми и самодостаточными людьми. Я поняла, что если ты уверена в себе и сама себе интересна, то молодой можно быть в любом возрасте, а красивой – с любой внешностью.
С тех пор я ценю энергию независимости, особенно в женщинах: она делает их харизматичными красавицами. И еще – красоту, которую дают внутренний стержень и уверенность в себе. Такие женщины просто светятся.
Начав учиться на филолога я довольно быстро поняла, что иду не туда. Хотелось заниматься тем, что доставит мне радость. Чем конкретно – еще не знала, однако решила: надо пробовать. Я забрала документы из университета и записалась в художественную школу. И здесь встретила человека, который перевернул мою жизнь.
Это была преподавательница рисунка, кореянка. Она любила западные ценности, но имела присущее многим азиатам тонкое чувство гармонии и талант ценить прекрасное. В советской школе считалось, что если нет божьего дара, то стать художником или музыкантом невозможно, нечего даже пытаться. Если в ребенке видели способности, с ним начинали работать и вели его к успеху, «бесталанные» же могли заниматься творчеством только в качестве хобби, не хватая звезд с неба. А моя корейская преподавательница говорила: научиться можно всему. Если хочешь рисовать и веришь, что сможешь передавать таким образом свои чувства, – обязательно получатся вещи, которые понравятся тебе и заинтересуют других. Эти слова дали мне огромную уверенность в своих силах.
Учительница помогла мне собрать портфолио и определиться с вузом. Так я поступила в Академию моды и дизайна в Дюссельдорфе на курс Fashion Design. Это был мой счастливый билет к совершенно новым берегам. Три года академии были одними из самых насыщенных в моей жизни.
Убеждена, что, прежде чем основывать собственную марку, дизайнеру нужно получить опыт работы в современной индустрии моды. У меня этот процесс занял почти 15 лет. Десять из них я провела в Европе: училась и работала в индустрии моды в Германии, проходила практику в Лондоне. Затем меня пригласили в Баку работать байером с новыми для Азербайджана брендами одежды премиум-класса: BCBG, Tara Jarmon, Elisabetta Franchi. Позже в Баку открылся британский сетевой мультибрендовый магазин Harvey Nichols, и я перешла туда.
После закрытия бакинского Harvey Nichols мне захотелось заняться чем-нибудь новым, создать что-то интересное. В этот момент меня познакомили с Азизой Мусаевой, которую тогда интересовало, как открыть ателье по индивидуальному пошиву одежды. Быстро выяснилось, что мы единомышленницы. Мы подружились, и через два года стало ясно: ателье – отличная стартовая площадка для создания собственного бренда.
Мы часто садились в каком-нибудь кафе, до позднего вечера строили планы на будущее и смеялись над своими ошибками. Их было немало, в основном в финансовой политике – ведь ни Азиза, ни я не были в ней специалистами. Но ни у меня, ни у нее не было сомнений, что мы на правильном пути. В нас сомневались другие, это да. Но мы просто шли вперед.
Еще во время учебы я поняла, что сегодня люди хотят одеваться прежде всего удобно. Не зря весь мир уже которое десятилетие носит джинсы с кроссовками. При этом высокая мода никуда не делась, просто она все больше становится абсолютным искусством, произведения которого приобретают музейный статус. К реальной жизни эти вещи мало приспособлены, но ими можно вдохновляться, как полотнами великих живописцев.
У азербайджанских женщин любого возраста в абсолютном приоритете элегантность и классика. Из разных предложенных вариантов одежды азербайджанка наверняка выберет красивое платье – это удивительным образом совпадает с нашим самоощущением. Азербайджанки от природы очень женственны. В других странах мамы порой воспитывают в дочках это качество, а у нас девочки как будто рождаются такими. Им комфортно в женственной одежде. Они ценят стройность линий, легкость, которая достигается за счет кроя и качественной ткани. Они убеждаются в справедливости правила: нельзя перегружать образ деталями, декорировать ради декора. Ведь бог в деталях, а элегантность в простоте. Стереотип, будто восточные женщины любят вычурность и считают, что много блесток не бывает, давно устарел.
Иногда у меня спрашивают: «Почему Muse?» Если вспомнить мифологию, все девять муз были созидательницами и вдохновляли людей не только красотой, но и своей внутренней силой. В нашей одежде девушки чувствуют себя не просто прекрасными, но и свободными, независимыми, познают силу своей женственности, внутреннюю элегантность. Наши самые узнаваемые элементы – идеально сидящие корсеты, баски, подчеркнутая талия, летящие силуэты. Это очень красиво.
Мы не гонимся за сезонными трендами и не станем предлагать клиентам спортивные костюмы только потому, что это вдруг стало модным. То, что мы делаем, похоже на работу в экспериментальном цеху: постоянная работа воображения и пробы нового. Я прекрасно понимаю писателей и художников, которые называют произведения своими детьми. Могу сказать то же о своих коллекциях: идея каждой зарождалась с большой любовью, долго вынашивалась, потом в творческих терзаниях появлялась на свет. В каждой коллекции Muse есть наш must – элемент ручной работы. Это всегда стоит нам огромного труда и времени, но результат потрясающий. Так, в коллекцию весна–лето 2020 мы включили обработанные вручную вставки из натуральной кожи: тиснение, вышивки…
Я не делю своих клиенток на знаменитостей и всех остальных. Для меня каждая – муза; я восхищаюсь каждой прежде всего как личностью. С некоторыми из клиенток я познакомилась в инстаграме. А с певицей Натальей Подольской, например, мы стали работать после того, как я однажды отправила ей лукбуки, а затем, когда она приехала в Баку, привезла понравившиеся ей вещи в отель. Она потом надевала несколько наших платьев – я обнаружила это в ее инстаграме. Для нас важно, чтобы человек был созвучен нашему бренду.
Одной из самых необычных работ было создание платья Кети Топурии для музыкального фестиваля «Жара», который ежегодно проходит в Баку. Забыть этот опыт невозможно. Наряд был сделан полностью из мягкого пластика с включением золотой, серебряной и металлической нитей и немыслимым количеством зеркальных прозрачных пайеток – каждую наши мастера пришивали вручную.
У морской воды нет определенного цвета. Под солнцем она голубая, в дождь – серая, как дым, а на закате – искристо-золотистая или жемчужно-розовая. Вот именно этого эффекта непостоянного цвета мы и добивались: чтобы платье мерцало и переливалось, как волна, и чтобы Кети в своем наряде выглядела частью Каспийского моря, на берегу которого проходил фестиваль. Во время работы над платьем практически не было примерок: Кети увидела наряд за день до выступления и тогда же впервые примерила его. Она осталась в восторге и даже решила надеть его на фестиваль «Новая волна» в Юрмале.
Самое приятное в таких историях – когда репостов в инстаграме столько, что не успеваешь реагировать. В подобные моменты я особенно сильно чувствую, что выбрала правильный путь.
«Нас критиковали другие, это да, а мы просто шли вперед»