Фаиг Ахмед – один из самых последовательных художников азербайджанской «новой волны». Его визуальные исследования много лет связаны с традицией национального ковроделия. В массовом сознании ковер связан с сувенирным образом Востока, но мало кто в наши дни способен прочесть прошитые в нем символы. Фаиг смело играл с образом азербайджанского ковра: раскладывал орнамент на пиксели, взрывал его изнутри, заставлял растекаться и взмывать языками пламени. Его работы – провокативные, яркие, продуманные – предсказуемо притягивали кураторов всех континентов.
Но назвать художника просто деконструктуром – значит сильно умалить его талант. Фаиг не разрушитель традиции, он один из немногих ее знатоков и последователей. Азербайджанский ковер – это вселенная, элементы которой складывались тысячелетиями. Ковер – живой организм, который нуждается в умном исследователе. Внимательно изучив символический язык традиционного искусства, художник вступил с ним в смелый диалог.
«Инсталляция «Ковер 10(-35)» стала одной из самых масштабных моих работ, своеобразным исследовательским итогом. Я работал над созданием этого проекта вместе с мастерами ковроткачества, и мы постарались перенести геометрические узоры в новую плоскость. Растянувшаяся на более чем 15 метров инсталляция представляет деконструкцию одного ковра: расслаиваясь в пространстве, работа дает зрителю возможность увидеть отдельные его элементы. В зависимости от точки зрения ковер будет казаться либо целостным, либо разложенным на три уровня. Обычно обнаруживающие себя лишь в бахроме нити основы становятся не только заметной, но и центральной частью инсталляции.
В данной работе, как и в традиционном ковроткачестве, очень важна степень натяжения нитей: если они натянутся на ткацкий станок неравномерно, это приведет к неизбежному и непоправимому процессу деформации изделия. В случае с моей инсталляцией правильное натяжение нитей обеспечивает стабильность всей конструкции.
Работа была создана под влиянием изучения планковской длины. Планковская длина 10(-35) является пределом расстояния, меньше которого сами понятия пространства и длины перестают существовать. Эта единица измерения непосредственно связана с планковской эпохой – самым ранним отрезком истории Вселенной, временем становления и выброса больших энергий. Данная инсталляция вобрала в себя силу и энергию каждого человека, участвовавшего в ее создании».