Художник Рашад Мехтиев: момент совпадения
Фото: Гюля Халыкова

Рашад Мехтиев – художник-интеллектуал. Доктор философских наук и преподаватель Академии художеств, он принадлежит к тем редким в наши дни живописцам, кто разрабатывает свои образы, руководствуясь не спонтанными эмоциями, а знаниями и рассудком. Одновременно с этим сюжеты его полотен восходят к сюрреалистической традиции, которая органически связана со снами и автоматическими ассоциациями. Если долго вынашивать какую-то идею, то она укореняется в подсознании и подкидывает тебе во снах неожиданные решения, считает художник.

Рашад из художественной семьи: его отец, Рафиг Мехтиев, – народный художник Азербайджана. Можно сказать, что он унаследовал трепетное отношение к национальной живописной и орнаментальной традиции. Рашад считает, что любое творчество должно быть патриотичным, а его необычные персонажи родственны суфийской эстетике и философии. Мир, который создает художник, неделим: в нем вещи, физические явления и события взаимодействуют и связаны между собой потайными нитями. Возможно, поэтому существа, которые населяют его полотна, зачастую обладают дополнительными органами чувств.

Clock, 2017

«У меня есть две картины, связанные с темой времени и часов, – я постоянно перебираю варианты одной и той же темы. На одной такой работе была изображена женщина, а на этой – 11 персонажей. Их тела – изогнутые, как в момент свободного скольжения, – окружают циферблат часов. Так что композиция в целом получается очень динамичной, она закручивается, но это движение против часовой стрелки. Каждой фигуре соответствует определенное время, и двое, как мы видим, держатся за циферблат. При этом стрелки часов не указывают ни на одного из персонажей: время существует автономно. Но у каждого человека есть свой момент, с которым он совпадает. Кого-то это устраивает, кого-то нет; кто-то старается зацепиться за свой шанс, но, по сути, это мало что меняет. Направление у всех фигур одинаково – они устремлены к центру. Но верхняя точка циферблата – самая важная – ни за кем не закреплена.

Я много думал о том, как связаны между собой физические законы и творческие. Когда ты нашел свое «я», свой стиль, свой момент, свою философию, становишься свободнее, легче понять, в каком направлении необходимо двигаться».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»