Фахрия Мамедова: красное платье

Фахрию Мамедову невозможно «припечатать» одним определением. Современное искусство требует от художника гибкости и готовности в любой момент изменить технику и стратегию. В этом смысле Фахрия идеально соответствует актуальному запросу. В зависимости от проекта она легко может выступить в роли фотографа, антрополога или дизайнера, работать на границе жанров.

Выпускница азербайджанской Академии художеств, она стала фотографом благодаря своей первой профессии – художника-реставратора керамических изделий. Документируя процесс реставрации, Фахрия научилась работать с деталями и считает это важным элементом своего стиля. В ее персональном проекте «Девичьи грезы», экспонировавшемся в национальном павильоне на 55-й Венецианской биеннале, перед зрителями в подробных деталях была представлена хроника трех дней национальной свадьбы.

Фахрия дизайнерски ловко умеет преподнести не только свой, но и чужой проект. Она с большим удовольствием делает каталоги и постеры друзьям-художникам для их персональных выставок и ведет фоторепортажи с их открытий: «Для этого нужно прочувствовать творчество человека, стать его частью. Я не искусствовед, но мне нравится проводить параллели в искусстве, анализировать и учиться». Фахрия входит в коллектив Пространства современного искусства YARAT с самого его основания. «Главный персонаж моего творчества – человек, – говорит художница. – Часто бывает, что герой раскрывается не сразу. Разговаривая, я продолжаю снимать и исследовать, и в итоге человек получается совсем другим».

«История одного платья», 2008. Фото: Фахрия Мамедова

«В фотосъемке для меня важна простота момента – того момента, который наполнен характером самого персонажа. Мне всегда хочется найти тот самый punctum (в терминологии Ролана Барта – незапрограммированный автором «укол», который запускает у зрителя механизм сопереживания), но это очень сложная вещь.

В 2008 году я отправилась в маленькую деревушку на юг Азербайджана, чтобы параллельно со съемками документального фильма о свадьбе сделать серию фотографий, посвященных жениху и невесте. Традиционная свадьба в Азербайджане может длиться неделю и даже больше и включает в себя множество обрядов: обручение, «женскую» свадьбу, «мужскую» свадьбу. Во время свадьбы у меня была возможность снимать и на пленочную камеру: эти фотографии вошли в мою авторскую серию «История одного платья».

В этой серии показана история молодой невесты, познакомившейся с женихом накануне свадьбы и обменивающейся с ним взглядами во время традиционной церемонии бракосочетания. Из кадра с портретом невесты я сделала фотоколлаж и на одном из снимков покрасила платье красной помадой. В таком концептуальном виде работа побывала на многих выставках современного искусства. В конце сентября «История одного платья» будет представлена на «Бурсафотофест-2018» в Турции: тема фестиваля этого года – «Ритуалы». Я предлагала и другие свои фотоработы, символизирующие ритуалы. Но они предпочли свадьбу. Может, неспроста: эта серия, где продолжают жить традиции моего народа, одна из моих любимых».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»