Фарид Расулов: экспериментальный лабиринт
Фото: Фахрия Мамедова

Фарид Расулов – художник рефлексирующий и ироничный. Журналистов он эпатирует экспрессивными ответами на стереотипный вопрос «Что хотел сказать художник?». Художник не говорит, он делает.

Расулов – смельчак и экспериментатор. Он легко жонглирует материалами и образами, примиряет Восток и Запад. В своих инсталляциях использует сюжеты и символы, связанные с азербайджанским декоративным искусством: смешивает бетон и ажурное шебеке, на входе в венецианское палаццо громоздит интерьер в стиле IKEA и закатывает его карабахскими коврами с орнаментом chelebi. С его легкой руки Сhelebi стало популярным брендом: совместно с основательницей YARAT Аидой Махмудовой Фарид открыл первую национальную дизайнерскую марку.

Расулов не боится обвинений в увлечении дизайном. Он вообще ничего не боится: не старается быть политкорректным, смеется над стереотипами, смешивает восточную и западную традиции, осваивает новые технологии.

Лев в ковровой комнате. 2022. Фото: Фарид Расулов

«Мой проект «Тысяча и одна сказочная комната» – это продолжение серии ковровых интерьеров. В основу легли эскизы, сделанные для выставок в Париже и Венеции, но на этот раз я решил полностью уйти в цифровое пространство и сделать все работы в формате NFT. За шесть месяцев я создал свыше тысячи комнат, использовал не только азербайджанские, но и персидские, китайские, европейские, индийские орнаменты.

Идея такова: традиционный европейский интерьер укрывается восточным ковром. Я конструирую рай на земле, где интеллектуальные достижения Востока и Запада встречаются и взаимодействуют. Это своеобразный способ нивелировать извечный конфликт – в моих работах обе традиции отлично сосуществуют.

Эксперимент был в том, чтобы понять, смогу ли я быть конвертируемым в пространстве, где не существует иерархии, смогу ли реализовать навыки, которые были востребованы в реале. То есть присутствовал момент соревнования с самим собой, бег в экспериментальном лабиринте, откуда я хочу в конце концов выбраться.

Злоключения в карантине доказали, что теперь мы можем выставлять себя в виртуальном пространстве без посредничества галерей и кураторов. С одной стороны, мне не нравится, что ломаются традиционные институции. С другой – я уверен, что это расширяет аудиторию и предоставляет художнику определенную свободу. Это очень интересно, хотя традиционные методы мне ближе.

В виртуальном мире нельзя жить постоянно, но кратковременное перемещение в другое измерение – это насыщенный тренинг для мозга. Виртуальный поток очень давит, непонятно, где искать источник вдохновения. И я себя насильно тянул обратно в традицию, читал книги античных философов, чтобы не потеряться в модном тренде. Сейчас выставляю эти работы на «Арт-Дубае» и мечтаю выставить их в Азербайджане, особенно в Шуше, откуда я родом».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»