Фархад Халилов: дорога к морю
Фото: Из архива Фархада Халилова

Фархад Халилов – действующий председатель Союза художников Азербайджана, выпускник Строгановки и Полиграфа, условно принадлежит к младшему поколению «абшеронской школы». В 1960–1970-е годы он много времени проводил в Москве в среде художников-нонконформистов, посещал квартирные выставки и кухонные посиделки, был хорошо знаком с богемной жизнью обеих столиц: его считали своим и в компании московских концептуалистов, и в кругу бакинских авангардистов. В то же время Фархад неизменно шел своей, отличной от прочих дорогой. От москвичей его отличала принципиальная нелитературность (полотна Халилова трудно описать), от азербайджанских коллег – сдержанность колорита.

Абшеронские пейзажи – ведущий мотив творчества художника: Загульба, Бузовны, Горадиль, Нардаран, Маштага… Для этих изображений характерно предельное обобщение пространства и отсутствие повествования. Работы его близки к абстрактному минимализму, тем не менее в них почти физически чувствуется конкретность места. Изображение зачастую сведено к знаку или иероглифу, образно и поэтически выражающему впечатление от южной природы. Эти пейзажи, словно преломленные в призме памяти, лишены деталей, но узнаваемы на уровне воображения.

***

Встреча. 1983. Фото: Из архива Фархада Халилова

«Эта работа для меня – персональная точка отсчета. Я написал ее примерно в 1982–1983 году. Тогда неожиданно для меня самого начали появляться полотна, совсем не похожие на то, что я делал прежде. Они стали предвестниками стиля, который родился чуть позже.

Для работы я обычно снимаю деревенские дома на Абшероне. И мотив картины – дорогу к морю – писал неоднократно. «Встреча» создана в поселке Горадиль, и позже этот сюжет не использовал, потому что в этой работе смог отказаться от того лишнего, что – я чувствовал – присутствовало в моих работах прежде. Это освобождение очень важно для меня, потому что я не люблю лишних вещей. Ничего барочного, вычурного. Как говорил Пикассо, здоровые дети королей рождаются от пастушек. Так и я люблю то, что проще и лаконичнее. Я минималист от природы и в своих работах хочу передать невидимые глазу знаки: запахи, атмосферу, состояние природы, настроение... Для этого нужно отказаться от лишних деталей, которые отвлекают, уводят не туда.

Во «Встрече» столкновение двух форм – неба и солнца, стены и моря, которые до этого я передавал более предметно, – воплотились в образе, который я искал и в котором, по точным словам одного лондонского критика, нашел идеальный баланс между реальностью и абстракцией. «Встреча» завершила эти поиски и стала первой работой одноименного цикла. А что такое встреча? Это всегда открытие».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»