Михаил Борисов: дипломная работа

Режиссер Михаил Борисов вместе с выпускным курсом факультета эстрады ГИТИСа представил современную постановку оперетты «Аршин мал алан».

Михаил Борисов со своими студентами

БАКУ: Что для вас «Аршин мал алан»? Как возникла идея поставить его со студентами ГИТИСа?

Михаил Борисов: «Аршин мал алан» я знаю с детства. Когда я был ребенком, мой отец, известный журналист и фотокорреспондент газет «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Вечерняя Москва», один из создателей Музея Большого театра, любил напевать партию главного героя Аскера: «Аршин мал алан, хожу по дворам»… На мой взгляд, эта оперетта является хитом мирового масштаба. В ней как минимум четыре-пять музыкальных шлягеров и, конечно, потрясающая лирическая драматургия. Когда-то очень давно был снят фильм с участием гениального азербайджанского певца, народного артиста Рашида Бейбутова. Снят наивно, в жанре лирической комедии, по законам того времени. Мой курс в ГИТИСе оказался поющим, и идея постановки родилась сама собой. Два года назад мы начали работать, а в начале этого лета ребята уже играли дипломный спектакль.

БАКУ: О чем оперетта?

М.Б.: О любви! В конце XIX века женщины в Азербайджане носили чадру, и замуж девушки выходили по воле родителей. Жених мог видеть свою избранницу только после свадьбы. Но молодые люди хотели жениться и выходить замуж по любви, выбирая себе пару самостоятельно. Поэтому герой оперетты молодой купец Аскер переодевается в торговца тканями – аршинмалчи и идет по дворам искать себе любимую.

БАКУ: Это ведь не первая ваша постановка «Аршин мал алан»?

М.Б.: В середине 1990-х я искал материал для музыкального спектакля в театральной библиотеке и случайно наткнулся на эту пьесу. Пролистал ее и понял, что вдобавок к лирическим достоинствам она безумно смешная. И тогда я решил предложить ее художественному руководителю курса Театрального училища им. Щукина Алле Александровне Казанской. Но она не разделила моего энтузиазма, спектакль показался ей архаичным и был отвергнут. В 1996 году Марина Александровна Пантелеева, руководитель одного из курсов Щукинского училища, согласилась на постановку «Аршин мал алан», и я стал репетировать со студентами. Мы сделали его дипломным спектаклем.

БАКУ:Теперь студенты, игравшие в той постановке, стали знаменитыми…

М.Б.: Да, тогда их никто не знал, а сегодня это звезды нашего театра и кино: Антон Макарский, Мария Порошина, Олег Хасин, Михаил Владимиров, Кирилл Киару, Анна Маркова... Спектакль с потрясающим успехом шел на сцене Театрального училища им. Щукина несколько лет подряд, даже летал в Баку на Дни российской культуры. Когда Антон Макарский стал звездой отечественного театра, а его супруга Виктория Морозова – известным продюсером, они решили восстановить спектакль. В 2000-м Макарский снова в нем играл, но не очень долго, сезон или два. А два года назад я решил повторить постановку на моем курсе эстрадного мастерства в ГИТИСе.

БАКУ:Вы стали как-то по-новому понимать дух спектакля с тех пор, как первый раз сыграли его в Москве?

М.Б.: Режиссер должен чувствовать время. Сегодня мы ощущаем абсолютный дефицит любви, преданности, тепла. Люди озабочены погоней за материальными благами. Женщины рациональны, мужчины инфантильны. И мне кажется, что, когда зрители видят наивную и трепетную любовь молодых людей, они размякают, как в бане, распариваются, у них открываются душевные поры, и они начинают радоваться как дети.

БАКУ: Студенты играют замечательно...

М.Б.: Да, этот спектакль приносит мне много радости. Мне нравятся мои студенты. Это очень хорошие, неиспорченные молодые люди. В них генерируется то лучшее, что есть в театральной жизни России.

БАКУ: Вы как-то помогали ребятам вживаться в национальный колорит?

М.Б.: Я считаю, что за последние две с половиной тысячи лет человек несильно изменился. Поэтому нетрудно понять, как молодые люди любят друг друга в азербайджанской Шуше, в Вероне или в Москве.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»