Тринадцать: художники и скульпторы абшеронской группы

Таир Салахов 1928 г. р.

Нардаран осенью, Таир Салахов, 1997

Один из основоположников «сурового стиля», академик, народный художник СССР, живой классик и лауреат всевозможных премий. В 1950-е годы, когда начинал Салахов, его «новая романтика» – море, ветер, тяжелый труд нефтедобытчиков – была понятна далеко не всем. Ранние полотна «С вахты», «Утренний эшелон» стали символами оттепели. Позже, будучи уже признанным мастером, он защищал и поддерживал в трудное время коллег-художников и студентов Суриковского института, в котором преподавал более 20 лет.

 На посту первого секретаря Союза художников СССР при полной внешней лояльности к генеральной линии партии Таир Салахов совершил настоящую революцию в советской художественной среде и сознании зрителей.

Джавад Мирджавадов 1923–1993

Ноев ковчег, Джавад Мирджавадов, 1987

Лидер так называемой абшеронской группы художников, собиравшейся на его даче в поселке Бузовны в 1950–1960-е годы. На рубеже 1940–1950-х работал чернорабочим в ленинградском Эрмитаже, имел возможность бывать в запасниках, копировать работы старых мастеров. Образы Мирджавадова тесно связаны с сюжетами азербайджанского фольклора; полотна исполнены цвета и радости. «На основе новейшей эстетики я преобразую реальность своих ощущений, и каждая моя картина – это не отражение мира, она сама есть МИР», – писал художник. 

Его мир неделим: в нем на равных сосуществуют события планетарного масштаба и человеческого, такие как свадьба, переезд, уборка дома, тушение пожара. Человек – тоже планета, поэтому на полотнах Мирджавадова человеческие фигуры округлены.

Тофик Джавадов 1925–1963

Ветер, Тофик Джавадов, 1963

Младший брат Джавада Мирджавадова, трагически погибший в 37 лет. Работы, написанные им во второй половине 1950-х, считаются предвосхищением «сурового стиля». Темы его полотен – труд нефтяников, индустриальные пейзажи Абшерона – роднят Джавадова с Таиром Салаховым, но, в отличие от последнего, Тофик не был признан ни коллегами, ни властью. В советском Азербайджане была организована его единственная выставка – посмертная. 

Одним из главных героев его произведений был ветер Абшерона: то жаркий («Бузовнинский спуск»), то сметающий все на своем пути («Ветер»), то мягкий бриз («Тыквы»). Из-за особенностей грунтовки многие холсты Джавадова осыпались и были утрачены. Классическая работа «Нефтяники» (Музей современного искусства в Баку) была обнаружена и спасена благодаря стараниям искусствоведа Сары Назировой. 

Ашраф Мурад 1925–1979

Ленин в Смольном 1917-й год, Ашраф Мурад, 1970

Учился в Ленинграде, вернувшись в Баку, получал госзаказы на картины с историческими сюжетами, считался представителем золотой бакинской молодежи. Творческий и личный переворот случился после травмы головы, полученной в результате избиения художника в отделении милиции. После этого продолжил писать героев советской мифологии – Ленина, Крупскую, участников Ялтинской конференции, – только теперь они не были похожи на живых существ. 

Трапециевидные тела, глаза-щелки, спины, напоминающие урны для голосования, – уникальный авторский стиль Мурада не вписывался в рамки никаких школ. После смерти художника большинство работ было выброшено как не представляющие ценности. Сохранившиеся полотна сберег московский искусстововед Григорий Анисимов, в Баку они вернулись благодаря историку и дипломату Рамизу Абуталыбову.

Расим Бабаев 1927–2007

Congratulation, Расим Бабаев, 1979

Самый известный в мире художник абшеронской группы, чьи персональные выставки проходили в Русском музее и за рубежом. Писал яркие полотна с мифологическими сюжетами, творчески интерпретируя техники китайской и арабской каллиграфии. Иллюстрировал детские книги, создавал керамические скульптуры. 

Главными героями прославивших Бабаева сюжетных композиций 1970-х годов выступают драконы и дивы – обитатели подземного мира.

Фазиль Наджафов 1935 г. р.

Утро, Фазиль Наджафов, 1982

Скульптор абшеронской школы, в 1961-м окончил московский Суриковский институт. В период оттепели получил известность с работами «Объяснение» и «Нефтяник», на волне успеха ему было поручено оформить Дом актера в Баку. Однако, когда работа была завершена, критики обвинили скульптора в формализме и «подражании Западу», а работа была снята с фасада здания. 

Наджафов работает с мягким абшеронским известняком, предпочитает архаические формы: его женские фигуры, выставленные в Национальном павильоне на Венецианской биеннале – 2015, цементировали композицию, отсылая к мифологическим прародителям и древним богиням плодородия. Фазиль – автор памятника азербайджанскому композитору Кара Караеву, установленному в 2014 году в центре Баку.

Гейюр Юнус 1948 г. р.

Легенда о крепости Шуша, Гейюр Юнус, 1985

Выпускник Тбилисской академии художеств, живет на Абшероне в поселке Амирджаны. Не связан ни с одной из творческих групп, своим учителем в живописи считает Саттара Бахлулзаде. В его работах неожиданно встречаются реальные люди (родственники художника) и образы, сошедшие со страниц Корана, Нового Завета, суфийских притч и восточной поэзии. 

Увлечение итальянским Ренессансом, каджарской живописью и лубочными картинками ХХ века художник творчески перерабатывает, формируя неповторимый авторский стиль.

Саттар Бахлулзаде 1909–1974

Вечный огонь, Саттар Бахлулзаде, 1960

Яркий представитель импрессионизма в азербайджанской живописи. Учился в Москве у Владимира Фаворского, Льва Бруни, Григория Шегаля; вернувшись в Баку, писал портреты исторических личностей: Фатали-хана, каллиграфа Мир Али, Бабека. В 1941 году стал членом Союза художников. Добившись успеха, оставшуюся жизнь занимался экспериментами с пейзажем. Серия «Абшеронские этюды» в 1947 году была отобрана на республиканскую художественную выставку. 

В годы оттепели прославился циклом «Нефтяные Камни» («Вечер над Каспием», «Каспийская красавица», «Вечные огни»). Поэтизировал индустриальный пейзаж, который в его исполнении превращался в сказочный ландшафт. В 1972 году получил Государственную премию Азербайджанской ССР. Жил и работал на Абшероне в поселке Амирджаны.

Тогрул Нариманбеков 1930–2013

Гранаты и груши, Тогрул Нариманбеков, 1965

Внук бакинского губернатора, сын азербайджанского энергетика и французской портнихи не входил в абшеронскую группу, но активно общался с ее членами. Произведения Нариманбекова – декоративно-праздничные, ритмически и сюжетно связанные с азербайджанским национальным фольклором и народной культурой. Сам он называл свои полотна сочетанием абстрактного и фигуративного искусства. Создавал декорации к оперным спектаклям, расписывал стены бакинского Театра кукол и столичной гостиницы «Москва».

Еще при СССР его работы регулярно вывозили на выставки за рубеж. За оформление балета «1001 ночь» получил Государственную премию СССР. В 2001 году заключил бессрочный контракт с парижскими галереями.

Надир Абдурахманов 1925–2008

Виноградные сады Зангелана, Надир Абдурахманов, 1983

Один из самых необычных и противоречивых представителей азербайджанской национальной школы. Одновременно с соцреалистическими произведениями («Стройки семилетки», «Ленинское слово», «Строители Али-Байрамлинской ГРЭС») писал лирические пейзажи Шуши, Абшерона и Лянкярана в манере, напоминающей традиции корейской народной живописи, которой Надир был страстно увлечен. 

Создавал портреты азербайджанских крестьянок в стилистике Гогена. Собирал и переносил на холсты этнографические сюжеты («Сбор риса», «Первый сев», «Мир Фирюзы»). В оттепельные 1960-е Абдурахманов возглавлял Союз художников Азербайджана и избирался депутатом Верховного Совета республики.

Камал Ахмед 1940–1994

Композиция, Камал Ахмед, 1980-е

Один из младших членов абшеронской группы. Увлекался фольклором и древней мифологией, зашифровывал в своих работах эмблемы и символы, кочевавшие из сюжета в сюжет. Например, мужские и женские фигуры часто представлены у Ахмеда в виде двух птиц-сирен, которые, в свою очередь, образуют форму «бута». В композиции нередко вписаны фигуры, напоминающие маски туземцев или тотемные скульптуры. 

Удод, один из символов абшеронской природы, изображен на многих холстах, как бы благословляя художника. Камал был одержим космогоническими мифами и, подобно древним, пытался изобразить на своих полотнах весь мир.

Фархад Халилов 1946 г. р.

Между скалами, Фархад Халилов, 1977

Действующий председатель Союза художников Азербайджана, выпускник Строгановки и младший член абшеронской группы. В 1960–1970-е годы много времени проводил в среде московских художников-нонконформистов с ее квартирными выставками и кухонными посиделками. Ведущий мотив творчества Халилова – море и виды Абшерона: Загульба, Бузовны, Горадиль, Нардаран, Маштага.

Для его пейзажей характерны обобщение пространства и отсутствие повествовательных сюжетов. Работы можно отнести к абстрактному минимализму, изображение зачастую сведено к знаку или иероглифу, образно и поэтически выражающему впечатление от природы юга.

Мирнадир Зейналов 1942–2021

«Абшеронские сеятели», Мирнадир Зейналов, 1972

Живет и работает на Абшероне, не примыкает ни к одной из художественных группировок. Если в ранних работах художника легко читались сюжеты и была очевидна одержимость абшеронскими мотивами, то с возрастом он все больше дрейфует в сторону абстракции. Зейналов – мастер символического пейзажа, который часто сведен у него к одной точно обозначенной линии («Ночной Дели») или цветовому пятну («Весенний сад»). Минимализм изобразительных приемов и средств роднит его с дальневосточными мастерами.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»