Зивяр Мамедова: чуткие пальцы

Зивяр Мамедова вошла в историю как первая в Азербайджане женщина-скульптор. Ее творчество было камерным – она не создавала монументы для главных площадей городов. В свою героическую эпоху она заложила в стране традицию негероической скульптуры – нежной, лиричной, гуманистической. 

Жизнь встретила ее празднично. Зивяр Тагиева появилась на свет в 1902 году в семье Наджафгулу Тагиева, владевшего несколькими особняками в центре Баку. Глава семьи – человек просвещенный, натура поэтическая и романтическая – души не чаял в своих детях. Был мягок и демократичен по отношению к ним. Он любил их, любил свой дом, увлекался искусством. В семье царила атмосфера любви и доверия; здесь, поклоняясь музе просвещения, воспитывали в детях уважение к наследию мировой культуры, национальным традициям и жизненному укладу. 

Наджаф гулу Тагиев, отец Зивяр

В 1909 году, когда Зивяр исполнилось семь лет, папа взял ее за руку и повел в женскую гимназию святой Нины (сегодня школа №134). Это учебное заведение было открыто по инициативе Южнокавказского общества «Святой Нины» и благодаря финансовой помощи Зейналабдина Тагиева при поддержке бакинского губернатора Дмитрия Семеновича Старосельского. В гимназии был собран лучший педагогический состав того времени, и девочки получали прекрасное образование: языки, литература, музыкальная подготовка, история, изобразительное творчество, домоводство. Словом, все то, что необходимо было знать и уметь девочкам из состоятельных семей. Плата за обучение была довольно высокой, но Наджафгулу Тагиев видел в дочери ранние проявления разносторонней одаренности и не хотел, чтобы они затерялись среди домашнего быта и забот. Он, не имевший профессиональной подготовки, писал маслом и делал талантливые копии картин известных мастеров. В доме было много его работ. В тяжелые годы Второй мировой войны продажа этих картин спасет семью от голода. После революции Тагиевы сменили обеспеченную жизнь на довольно бедное существование, но сносили все лишения терпеливо и мужественно. Одно Наджафгулу Тагиев знал точно: детям своим, в том числе Зивяр, он обеспечил будущее, дав прекрасное образование и профессию. 

Его талантливая дочка выйдет замуж за доброго, умного и интеллигентного человека, у нее родятся дочь и сын, и она станет первой женщиной-скульптором в Азербайджане. Будь у Зивяр другой характер, наверное, у нее и ее родных было бы очень много проблем из-за такого неженского выбора. Однако девушка относилась к своему дару как к обычному явлению. Такому же, как умение вязать, играть на скрипке, делать литературные и технические переводы, укладывать детей спать, проводить с ними дни за чтением книжек, содержать дом в чистоте, готовить обеды… Для нее это было гармоничным соединением всех навыков и талантов в одно целое. И этим целым была она сама – Зивяр Мамедова, необычайной внутренней красоты и цельности женщина, для которой талант был способом общения с миром, возможностью выразить свое отношение к нему в своих работах.

Скульптура в Баку в начале 1920-х годов была новомодным занятием: в городе гостил и работал «русский Роден», самородок из мордовской деревни Степан Дмитриевич Эрьзя. В тот же самый период в Баку открылись художественные курсы, и Зивяр ханым решилась – первой из азербайджанских девушек – записаться на скульптурное отделение. Говорят, в этом ее очень поддерживал отец. По окончании школы Зивяр поступила одновременно в два института: в натурный класс Азербайджанской высшей художественной школы и в класс скрипки Государственной тюркской музыкальной школы. Ее руки были одинаково хороши и для музыки, и для лепки. Выбрать одно из двух искусств она так и не смогла – да и зачем? Она была прекрасной скрипачкой, ученицей Антонины Николаевны Ермолаевой, сокурсницы Сергея Рахманинова и Александра Скрябина, сумевшей привить девушке интерес и любовь к музыке, которые привели ее в оркестр Узеира Гаджибекова. В семейном архиве сохранилась программка первого музыкального спектакля «Аршин мал алан», где сообщается, что дирижирует оркестром сам композитор, а партию первой скрипки исполняет Зивяр Таги-заде. Да-да, это Зивяр Тагиева. Тогда она еще не была замужем. И с удовольствием посещала занятия в скрипичном классе Леонида Семеновича Бретаницкого – выпускника Лейпцигской консерватории. Девушка выказала такой талант исполнителя, что Узеир бек подарил ей свою любимую скрипку. Такой подарок – признание мастерства и уважение к таланту. 

С мужем

Вскоре Зивяр Тагиева увлеклась изобразительным искусством. Она вдруг стала рисовать. Рисовать все время. Лица людей. Старых, молодых. Мужчин, женщин, детей… А потом воплощать их в объемном изображении. Но скрипка не была забыта! Она осталась с ней навсегда. В 1996 году дочь скульптора Гюльбяниз ханым передала эту скрипку Дому-музею Узеира Гаджибекова. К сожалению, скульптура великого Узеир бека, выполненная Зивяр Мамедовой в гипсе и переданная из Бакинской консерватории Музею Узеира Гаджибекова в Шуше, осталась на захваченной территории, и судьба ее неизвестна. А ведь это был единственный случай, когда Узеир бек позировал художнику-скульптору. Только однажды! И только ей одной! Для модели процесс этот довольно утомительный, и согласие великого мастера – это не что иное, как признание мастера мастером. Таланта – талантом.

В жизни Зивяр Мамедовой в нужный момент всегда появлялись люди, которые поддерживали ее на выбранном пути. Рисунку она училась у Азима Азимзаде, скульптуре – у Степана Эрьзи и Пенхоза Сабсаева. И, конечно, велика роль ее отца Наджафгулу Тагиева. Он разрешил ей, вопреки традиционным мусульманским взглядам и представлениям о том, какое место в обществе должна занимать женщина, быть самой собой.

В 1924 году, будучи студенткой, она вышла замуж за студента Габиба Мамедова, родилась дочь Гюльбяниз, через год – сын Токай. Пока молодая семья вставала на ноги, Зивяр Мамедовой приходилось браться за любую работу, благо у нее было прекрасное образование и она многое умела делать. Поначалу работала переводчицей в Азербайджанском государственном издательстве, затем, когда Габиб учился в Бауманском техническом училище в Москве, три года, с 1928-й по 1930-й, была корректором и переводчицей в Совнаркоме. Сразу же по возвращении из Москвы в Баку ее пригласили в команду Пенхоза Сабсаева. Известный скульптор в ту пору работал над девятиметровой статуей Кирова, которая долгое время возвышалась над городом и была снесена в 1990-е. Это был большой и сложный проект. Для точной отработки деталей Сабсаев привлек талантливых молодых художников. Зивяр ханым занималась барельефом, который опоясывал пьедестал. Работа над важным правительственным заказом принесла свои плоды. Несмотря на «буржуазное происхождение», Зивяр Мамедову приняли в Союз художников СССР, и она получила мастерскую, где и стала, работа за работой, отшлифовывать собственный стиль. Сегодня этот стиль называют «скульптурным портретом». Передать пластику и неповторимость каждого лица, «поймать» свойственное только ему движение, а не только добиться портретного сходства… В основном героями Зивяр ханым были люди творческие, ее коллеги, которыми она восхищалась и которых увековечила для потомков: композитор Узеир Гаджибеков, художник Азим Азимзаде, оперный певец, первый исполнитель роли Меджнуна Гусейн Гулу Сарабский… Здесь появлялись вдохновенные женские портреты или же, например, коллекция красочных фигурок из фаянса – танцовщиц из оперы Гаджибекова «Кероглу». Во время Великой Отечественной она создала галерею образов героев войны. Встречалась с родственниками погибших, лепила по фотографиям и рассказам. Говорят, что близкие Гюльбалы Алиева, Героя Советского Союза, погибшего в небе над Ленинградом, увидев его скульптурный портрет, были потрясены не только внешней, но и психологической достоверностью, хотя автор никогда не встречалась с летчиком.

«Она вдруг стала рисовать. Рисовать все время. Лица людей. Мужчин, женщин, детей… А потом воплощать их в объемном изображении»

Дочь Зивяр Мамедовой Гюльбяниз рассказывала, что не помнит, чтобы мама когда-нибудь сидела без дела. Ее руки всегда были заняты: она лепила, рисовала, вязала, играла на скрипке.

Зивяр ханым много времени проводила в мастерской, работая с глиной и гипсом, с камнем, который требует от художника недюжинной физической силы и умения орудовать молотком, резцом и зубилом, а платит каменной крошкой, оседающей в легких. Таковы условия работы скульпторов – «рабочего класса» от искусства. К концу жизни, а прожила она до 1980 года, Зивяр ханым практически перестала видеть.

Ее дочь пошла по стопам отца и занялась техническими науками, а сын продолжил дело матери. Токай Мамедов сегодня – народный художник Азербайджана и лауреат государственных премий, профессор и педагог, член-корреспондент Российской академии художеств, автор многих великолепных монументов.

В 1959-м перед Государственной консерваторией в Баку был установлен бронзовый памятник Узеиру Гаджибекову работы Токая Мамедова. Так он принял творческую эстафету от своей матери.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»